Online-заявка
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Проектировщик интерфейсов, специалист по юзабилити (usability)

10.10.2014

Специалист по юзабилити (usability) - чем занимается, перспективы профессии

Такие специалисты занимаются проектированием и исследованием пользовательских интерфейсов. Для специалиста по юзабилити очень важно уметь встать на позицию обыкновенного «юзера», который будет пользоваться или уже пользуется продуктом/проектом. Он должен понять, насколько данный продукт в такой форме удобен. Также очень важно уметь аргументированно объяснить и согласовать свой подход/свое видение внутри рабочей группы.

Общее описание

Специалист по юзабилити (usability) — это одна из самых редких и востребованных на данный момент бизнесом профессий. Такие специалисты занимаются проектированием и исследованием пользовательских интерфейсов. Александр Павлович, руководитель департамента дизайна продуктов ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн») рассказывает: «В течение короткого промежутка времени такой специалист должен проанализировать цели и задачи клиента, предложить свое видение выполнения поставленных задач, предъявить макет интерфейсной среды, в которой пользователь будет адресовать свои запросы системе и, получив от неё обратную связь, продолжать свой путь к намеченной цели. Разрабатывая новый (или улучшая уже существующий) интерактив (то есть взаимодействие) клиента и системы, специалист по юзабилити должен учесть все связанные с данной задачей факторы: технические ограничения системы, моторные и ментальные ограничения человека, фактор времени, бюджет и прочее. Скорректировав интерактив, он должен его подробно описать и согласовать с остальными участниками проекта».


На сегодня есть два направления этой профессии:

    • юзабилити-исследования,
    • юзабилити-дизайн (проектирование).

Александр Павлович добавляет: «Могу отметить такой интересный факт: по нашим наблюдениям, дизайнерами пользовательских интерфейсов чаще всего становятся мужчины, а вот исследованиями предпочитают заниматься представительницы прекрасной половины».

Образование
К сожалению, государственные вузы не выпускают сегодня специалистов по юзабилити. В России есть несколько коммерческих организаций, которые проводят вводное обучение по данной профессии. Обычно эти курсы рассчитаны от нескольких часов до пары дней. Зарубежное образование может быть более существенным и занимать от недели до нескольких месяцев.

Смежные карьеры
Некоторые приходят в эту профессию из психологии, другие из проектирования (например, из ИТ или разработки веб-сайтов), часть специалистов переходят из маркетинговых исследований. Схожие названия данной должности, встречающиеся на сегодняшнем рынке, это HCI-специалисты, дизайнеры пользовательских интерфейсов, Human Factor специалисты.

Варвара Агапонова, консультант по подбору персонала в сфере ИТ и телекоммуникаций, АНКОР в Санкт-Петербурге, рассказывает: «Позиция специалиста по юзабилити существует во многих крупных разработческих компаниях, студиях веб-дизайна. Такой специалист является одним из неотъемлемых участников проектов по созданию информационных систем, наравне с разработчиками, тестировщиками, системными аналитиками.

В любом случае, от такого специалиста ждут сочетания таких качеств, как креативность и аналитичность мышления. Очень часто дополнительным плюсом является опыт веб-разработки, а также образование или опыт работы в направлении маркетинга».

«В „ВымпелКоме“ профессии учат, — рассказывает Александр Павлович. — Где-то год требуется, чтобы понять фундаментальные теоретические основы и начать применять их эффективно на практике в уже реальных проектах. „ВымпелКом“ — очень сложная организация, и если у вас получится эффективно проектировать интерфейсы в сложных условиях, то в остальных компаниях в рамках этой профессии вам будет работать значительно проще и легче. Специалисты, прошедшие школу нашей компании, очень высоко ценятся на внешнем рынке».

Функциональные обязанности
В функциональные обязанности такого специалиста входит:

    • аудит качества пользовательских интерфейсов существующих продуктов;
    • сбор требований к пользовательскому интерфейсу, общение с заказчиками;
    • анализ пользовательских требований к разрабатываемым продуктам, анализ предпочтений целевой аудитории;
    • аудит качества и экспертная оценка пользовательских интерфейсов;
    • организация и проведение юзабилити-тестирования пользовательских интерфейсов;
    • разработка рекомендаций по повышению эффективности и удобства пользовательских интерфейсов;
    • взаимодействие с дизайнерами и контент-менеджерами на этапе проектирования интерфейсов в процессе создания прототипов;
    • стандартизация пользовательских интерфейсов и решений.

Навыки/Личные качества
Что касается навыков и умений, которыми должен обладать претендент на данную вакансию, можно выделить следующие

    • знание и понимание принципов юзабилити, умение их применять;
    • знание последних тенденций в области дизайна и юзабилити сайта;
    • знание особенностей дизайна веб-страниц и оптимизации графики;
    • знание базовых стандартов и методик тестирования интерфейсов;
    • владение графическими пакетами: Adobe Photoshop, Adobe illustrator и др.;
    • владение средствами быстрого прототипирования;
    • понимание всех этапов создания интернет-проектов;
    • владение любым современным ПО по проектированию и документированию пользовательских интерфейсов ( Axure, MS Visio, MS Word, Adobe InDesign, Sparx EA и др);
    • опыт взаимодействия с веб-разработчиками по составлению документации и требований к интерфейсам;
    • желательно понимание концепции User Centered Design и знания JavaScript и верстки.

Для специалиста по юзабилити очень важно уметь встать на позицию обыкновенного «юзера», который будет пользоваться или уже пользуется продуктом/проектом. Он должен понять, насколько данный продукт в такой форме удобен (под удобством понимается эффективность решения задач клиентом при минимизации его усилий). Также очень важно уметь аргументированно объяснить и согласовать свой подход/свое видение внутри рабочей группы.

Знание английского языка не является обязательным требованием, но в любом случае будет рассмотрено работодателями как плюс. Иностранный язык пригодится в основном для чтения профессиональной литературы, так как часть профессиональной литературы до сих пор не переведена на русский язык.

А вот в качестве обязательного требования к кандидатам на данную вакансию практически все работодатели указывают наличие актуального портфолио, содержащего примеры работ.

Из личные качеств эксперты выделяют логическое мышление, сильные аналитические способности, хорошие коммуникативные навыки, способность расставлять приоритеты и управлять своим рабочим процессом с учетом критически важных этапов и сроков, а также ответственность и пунктуальность, внимание к мелочам, креативность и творческое мышление.

Плюсы и минусы

Из плюсов можно отметить уже упоминавшийся выше факт, что в настоящее время специалисты по юзабилити — очень редкие дорогостоящие специалисты. И спрос на них, а, соответственно, и предложение по зарплате продолжает постоянно повышаться. Данная профессия позволяет сотруднику работать как удаленно, так и принимать участие в различных фрилансерских проектах.

Из минусов Александр Павлович отмечает следуюущее: «К сожалению, в России пока очень мало организаций (вне сферы ИТ и Телекома), в которых соответствующие функции действуют на фундаментальной основе. Обычно это носит случайный характер. Даже если в компанию и берут юзабилити-специалиста, часто не знают, чем он точно должен и чем не должен заниматься, не знают, как его связать с остальными бизнес-процессами. И, соответственно, начинают ему поручать то, что он имеет право не уметь делать — например, определять бизнес-цели продукта (то есть по сути выполнять функции специалиста по маркетингу) или делать визуальный дизайн (то есть рисовать и становиться уже оформителем)».

Оплата труда
Александр Павлович рассказывает: «Раньше (пару лет назад) минимальная стоимость такого специалиста была в районе 45 000-50 000 рублей, сейчас же заработная плата начинается от 60 000-70 000 рублей (даже для начинающего «стажера»). Такая цена связана с большим дефицитом опытных специалистов, многих из которых рынок знает буквально по именам. Из-за этого сегодня очень распространен найм сотрудников через профессиональные связи и знакомства в юзабилити-сообществах. Средняя заработная плана на сегодняшний день — около 100 000 рублей, но у некоторых профессионалов уровень дохода может доходить до 150 000-200 000 рублей. На стоимость специалиста влияет количество сделанных проектов, его известность в бизнес-среде (которая зависит от его энергичности и профессиональной активности, например, количества докладов, сделанных на различных профильных мероприятиях и пр.».

Перспективы
Варвара Агапонова рассказывает: «В данный момент с ростом популярности интернет-сервисов, направленных на взаимодействие с пользователями, с развитием социальных сетей, технологий Web 2.0, профессия специалиста по юзабилити становится очень востребованной на рынке.
Подобных специалистов могут приглашать на новые проекты, когда речь идет о проектировании пользовательского интерфейса «с нуля». С другой стороны, это может быть анализ уже существующей системы и внесение предложений по ее модернизации».
По мнению экспертов, сегодня начинает активизироваться спрос на руководителей, которые управляют дизайнерами/исследователями. Соответственно, уровень дохода менеджера на порядок выше, чем у рядового специалиста по юзабилити.

Источник: www.planetahr.ru



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

+
Политика конфиденциальности

Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных.

Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных" (далее - "Закон") к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».