Online-заявка
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Вузы: весенняя перспектива

16.04.2013

Весной тянет рассказать о чем-то совсем новом. Как ни странно, таковое в вузах появляется. Ведь кампания против неэффективных высших учебных заведений не исключает и приятных новшеств, возникающих несмотря ни на что. И поэтому вам важно не только обойти стороной «забракованный» ею вуз, но и не упустить свежие возможности.

Новые специальности в НИУ и не только

На первый взгляд, никаких закономерностей в том, что Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге открывает на факультете менеджмента бакалавриат «Государственное и муниципальное управление», быть не может. Но на самом деле зацепка для понимания тут есть: «Вышка» – один из национальных исследовательских университетов. Действительно, если в названии того или иного вуза вам встретилось сокращение НИУ, знайте: такие университеты вольны разрабатывать собственные стандарты и на их основе активно запускать новые направления подготовки, а ваш выбор расширяется! Скажем, Саратовский университет имени Н. Г. Чернышевского – тоже национальный исследовательский университет. С прошлого года он начал прием на «Рекламу и связи с общественностью» на юрфаке, студентов этого направления ждут целевые практики.

Всё это не означает, что, дабы открыть новую специальность, вузу обязательно нужно иметь статус НИУ. Так, Новгородский государственный университет им не обладает, но тем не менее с нового года будет набирать студентов на специальность «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» – в нее выросла одноименная лаборатория этого вуза. Так что разузнавать о вероятном пополнении списка специальностей имеет смысл в любом вузе.

Порой новые предложения имеют ограниченный срок. Например, заявки по специальностям «Науки и технологии в биомедицине», «Информационные технологии», «Науки и технологии в энергетике» принимались в Сколковском институте науки и технологий только до середины января, а сейчас на специальном сайте, созданном для его абитуриентов, написано по-английски, что остальные претенденты уже опоздали. Магистратура – это вам не шутки! Видимо, чтобы вовремя сориентироваться и поступить, задумываться о ней не рано даже абитуриентам бакалавриата.

Впрочем, бывает и так, что новая специальность открывается вроде бы и в вузе, но не в бакалавриате и не в магистратуре, а в «довузовской» его части. Так, в Южно-Уральском государственном институте искусств имени Чайковского набрали первую группу детей, чтобы учить их на артистов балета – на уровне хореографического училища, которое, согласно строгому определению, вузом не является.

К новой профессии привыкают не год и не два. О специальности медицинского физика по-прежнему говорят как о новоявленной, хотя в «Центре подготовки медицинских физиков», созданном на базе МГУ, уже состоялся один выпуск. Сегодня врачи не обязательно проводят операции при помощи скальпеля, используя также и радиохирургию. Применение некоторых физических излучений (например, УЗИ) доступно и человеку с традиционным медицинским образованием, а для работы с более сложными системами те же медики проходят повышение квалификации. Однако самые современные разработки могут применять всё-таки не врачи, а медицинские физики, которые должны работать в одной команде с врачами.

Если вы поступаете в вуз, где открылась новая специальность, но при этом выбираете не ее, учтите: конкурс, по сравнению с прошлым годом, скорее всего вырастет, поскольку количество бюджетных мест перераспределится между специальностями, коих стало больше.

Новые факультеты – это концептуально

Открытие в вузе факультета часто означает введение в строй целой системы направлений подготовки. Например, в Российском православном университете только что создан факультет культуры – именно в широком ее понимании, а это и музейное, и архивное дело, и туризм, и кино, и декоративно-прикладное искусство, и дизайн.

Раздаются заявления о перепроизводстве журналистов? Неважно. В октябре в Международном центре МГУ имени М. В. Ломоносова (МЦЛ) в Женеве заработает факультет масс-медиа. Создание новых факультетов словно бы выражает глубокую уверенность вузов в правильности своих действий. Поверьте, в этих образовательных организациях сформировано собственное видение того, каким должен быть учебный процесс.

Новые курсы: стань всезнайкой!

Границы в науке часто искусственны. Ведь научная логика одна и та же, а законы Ньютона действуют не только на вечернем отделении физфака. Зато есть и барьеры: так, чтобы стать палеонтологом, нужно поступать на геологический факультет, а чтобы археологом (вроде бы близкая профессия) – уже на исторический. И ЕГЭ разные сдавать! Для преодоления подобных «факультетских» границ в вузах традиционно существуют непрофильные спецкурсы. А чтобы сделать их модным проектом, их называют межфакультетскими курсами. Недавно о запуске сети межфакультетских курсов объявили в МГУ. Один из таких курсов обязателен для учащихся дневного отделения университета, длительность его – 32 часа, тематика курсов – самая разная, но, разумеется, выше вероятность встретить здесь специализированную дисциплину, а не введение в специальность соседнего факультета, хотя самыми популярными всё же стали «Основы предпринимательства», курс достаточно базовый. А еще есть «Полеты в космос», и они кружат голову!

Понятно, что на основании изучения короткого курса полноценный диплом вам никто не выдаст. Но такая дозировка знаний может скорректировать ваш выбор профессии, и вы поймете, чему стоит доучиваться впоследствии.

Новые кафедры для новых ученых

Конечно, сначала надо поступить в вуз, а ради этого – разобраться в факультетах и специальностях. Но для того, кто уже стал студентом, а особенно для такого студента, который планирует получить уникальную специализацию или научную степень, актуальным становится и вопрос новых кафедр.

Начало работы в МИФИ кафедры теологии многие восприняли негативно. Но почему-то не бросились выяснять: а какие же еще кафедры появились в российских вузах? Широкая общественность не обсуждала, скажем, почти одновременное открытие в МФТИ кафедры биоинформатики – или кафедры сердечно-сосудистой хирургии в Пермской государственной медицинской академии имени академика Вагнера. И, в конце концов, в Российском православном университете открывается кафедра информационных технологий – чем не ответная мера МИФИ?

Открытие аспирантур или докторантур по сути похоже на открытие кафедр. Год назад в Мурманском техническом университете появилась докторантура «Экономика и управление народным хозяйством», а это значит, что для тех юных мурманчан, которые когда-либо захотят заниматься наукой в этой сфере, социальные рамки такой работы уже определены.

Новые программы для профи

Если вуз объявил об открытии не специальности или факультета, а именно программы, то чаще всего речь идет о том, чтобы осовременить уже имеющееся профессиональное образование того, кто будет по этой программе учиться. Допустим, в МГТУ гражданской авиации существует программа подготовки сертифицированных инструкторов для работы на современных тренажерах пилотских кабин самолетов Airbus от А318 до А321 – ее выпускники будут иметь российский документ, позволяющий водить машины такого класса, но и ее абитуриенты уже водят самолеты, только других марок и моделей. Когда Институт дополнительного профессионального образования МГИМО предлагает программу переподготовки «Связи с общественностью: стратегическое управление коммуникациями в бизнесе» – это больше, чем просто PR. А программа «Арт-критика и кураторство» института УНИК призвана подготовить более-менее состоявшихся гуманитариев к работе именно с современным искусством. Так что одиннадцатикласснику стоит воспринимать подобную информацию в основном как фоновую – однако именно она дает понять, куда поворачивает сегодня та или иная профессия, и, возможно, помогает просчитать собственный следующий ход в учебе.

Новые статусы подразделений

Только кажется, что переименования «институтов в академии» остались в диких девяностых годах. Подобный процесс сегодня идет внутри вузов. Так, журфак Казанского федерального университета стал Институтом массовых коммуникаций и социальных наук, а отделение дизайна МИЭМ ВШЭ превратилось в факультет дизайна. Перемены эти явно уже не для абитуриентов: вы всё равно поступаете «на факультеты», даже если официально они считаются институтами в рамках университета или отделениями. Впечатлиться таким ребрендингом должны, скорее, зарубежные вузы-партнеры. Или представители бизнеса – потенциальные работодатели выпускников. Стоит ли поступать в вуз, если тот увлекся внутренними переименованиями? Да! Больше стажировок, интереснее практика.

Новые центры: отрасли приходят в вузы

В вузе создается некий «центр»? Это значит, что выпускнику такого вуза не нужно будет просиживать целыми днями на сайтах по поиску работы: нужные деловые связи он сформирует еще в студенчестве. На базе Казанского энергетического университета скоро запустят Центр энергосбережения и энергоэффективности. Там регулярно будут проводиться профильные мероприятия. А в Иркутском государственном техническом университете открылся Центр поддержки технологий и инноваций – уже по определению всё понятно!

Кстати, об инновациях. Где и как их отыскать, чтобы связать с ними свою будущую профессию?

Искать инновации

Об инновациях в вузах чаще всего можно услышать на конференциях. А чтобы попасть на такую конференцию, вначале нужно сдать ЕГЭ и поступить на вполне традиционное направление подготовки. Потом – старательно там учиться, самостоятельно мыслить, заниматься наукой, держать нос по ветру и искать возможности пробиться поближе к научно-техническому прогрессу. Впрочем, порой слово «инновации» можно обнаружить в самом названии вузовского подразделения – например, в Томском государственном университете не так уж и давно, в 2009 году, открылся факультет инновационных технологий. В том же году вступил в силу закон о создании малых инновационных предприятий при вузах. Предполагалось сделать этот процесс массовым и основать также предприятия чуть ли не на каждой российской кафедре. Действительно, они потихоньку создаются, но специально для абитуриентов эту информацию пересказывать не принято и критерием выбора вуза она не стала: сначала, мол, поступить надо! А ведь это замалчивание – шаг назад в деле становления инновационной экономики, между прочим. Когда сфера образования не перенасыщена открытиями и изобретениями, когда аннулируются диссертации ученых, а абитуриенту четко не сообщают адреса наиболее современных направлений подготовки, то поиск новых решений в профессии всё больше становится исключительно личным делом того, кто эту профессию получает. Но шансы быть впереди всё равно остаются!

***

Количество вузов уменьшится, этот процесс уже идет. И уж если какая-либо структура в высших учебных заведениях всё-таки образуется, то это происходит вопреки общей тенденции к их сокращению – и означает, что у нее большой потенциал. На таких специальностях, факультетах, курсах, программах, кафедрах есть чему учиться!

Источник: www.edunews.ru

Автор: Татьяна Карпеченко

 



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

+
Политика конфиденциальности

Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных.

Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных" (далее - "Закон") к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».