Online-заявка
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Подготовка к поступлению как проект

23.05.2013

«Я строю свою подготовку к поступлению в вуз как проект» – это утверждение звучит по-взрослому. Согласитесь, даже фраза «я первокурсник» звучит менее взросло!

Понарошку или нет?

Вы каждый день делаете уроки, и задачи сходятся с ответом…
С вами занимается репетитор, и вы понимаете учебный материал…
Вы записались на подготовительные курсы и потихоньку привыкаете к вузу…
Вы уже выбрали несколько ЕГЭ и решаете демонстрационные варианты…
Но всё это какая-то «детская» реальность!

Детство – это прекрасно. Просто однажды оно перестает быть уютным. Пора взрослеть. Однако из детских рамок существования так трудно заглянуть во взрослую жизнь, где у каждого есть какая-то профессия, где люди ходят на работу и строят карьеру! Им-то, выросшим, легко посмотреть и сравнить, какое дело им действительно подходит, а какое – нет. Они-то уже знают, тяжело ли дается освоение трудовых навыков, поэтому умеют оценивать не только уровень собственного профессионализма и не только качество работы коллеги, но даже и то, хорошо ли работают представители совершенно посторонних профессий!

Самое интересное, что и для вас вполне реально уже сейчас увидеть свою подготовку к поступлению так, как если бы вы были сложившимся профессионалом. По-взрослому!

А теперь у нас – проект

Взрослый человек назвал бы вашу ситуацию проектом: именно это понятие лучше всего подходит для эффективных действий в имеющихся условиях. В мире, где обитают люди с дипломами вузов, оно обозначает работу в течение определенного срока.

    • Проект может длиться месяц, полгода, год или два – по-разному.
    • Проект любой продолжительности разбивается на четкие этапы.
    • Проект должен дать результат.
    • Чтобы проект был интересным, для него придумывают концепцию.
    • А чтобы он сработал, просчитываются все его нюансы.
    • Реализовать проект может как один человек, так и команда, большая или не очень.

Ну что же, практически всё сходится! Сроки вашего проекта определены – это время учебы в старших классах. Этапы тоже налицо – выбор специальности и вуза, поиск репетитора, запись на курсы, подготовка к ЕГЭ, повторение перед экзаменами, сдача ЕГЭ, подача документов в вуз, ожидание результата. Желаемый результат – это зачисление в вуз. В составе команды – вы сами как командир и капитан (если в этом проекте главный не вы, стоит серьезно задуматься), преподаватели-болельщики (объяснят любую трудную тему), родители (одобрили ваш выбор факультета) и друзья-единомышленники (вы можете вместе готовиться к экзаменам).

А где же интересная концепция?
Эх, она-то и делает проект проектом!

Проект без концепции не проект

13 марта 2013 года в Чили, в пустыне Атакама, открыта обсерватория, на базе которой будет построен самый мощный телескоп на всей Земле. Возможно, его захотели бы сделать просто мощным, но не «самым-самым», если бы в проекте по его созданию и запуску не ставилась задача по-новому объяснить механизмы эволюции Вселенной и формирование древних звезд. Достойная концепция!
А современное мировое олимпийское движение, вовлекающее в свою эстафету сотни спортсменов, массу волонтеров и миллионы болельщиков, не появилось бы, если бы его идеолог Пьер де Кубертен не сформулировал бы соответствующую концепцию, в 1892–1894 гг. не раз обсуждавшуюся в университете Сорбонна во Франции.

Итак, очевидно: нужна мощная идея, которая двигала бы проект и вела бы его к результату. Впрочем, вышеупомянутые астрономический и спортивный проекты слишком масштабны, чтобы их было удобно напрямую сравнивать с вашим поступлением в вуз. Зато есть проекты, гораздо более близкие вам!

Стажировки для студентов и не только

Стажировки и зарубежные стипендиальные программы модны сегодня как никогда. Участие в таких мероприятиях – непременный атрибут современного успешного человека. Подобными программами интересуются множество студентов, а также немало людей постарше, которые уже получили высшее образование.
Вот только абитуриенты пока не заглядывают так далеко. И напрасно! Причем не только потому, что подобную поездку вы можете организовать себе спустя всего пару-тройку лет, но и потому, что полезно изучить, как строятся такие проекты: ведь похожим образом можно построить и свою подготовку к поступлению!

Итак, давайте сравнивать.

    В молодежных проектах поощряется самостоятельность. Студент-стипендиат – это отнюдь не послушный школяр, но смелый исследователь, чья инициатива приветствуется окружающими. Он может беседовать с преподавателем на равных. А если мы говорим об AIESEC, то айсекер вообще обязан проявить себя как лидер. И при подготовке к экзаменам активная позиция также будет более выигрышной, нежели пассивная. Это не значит, что надо нарочно записывать ответы мимо клеточек бланка ЕГЭ, нет. Это значит, что нужно взять судьбу в свои руки и спрашивать за свою подготовку с себя, а не с кого-либо другого. Так просто интереснее!

    Для участия необходимо мотивационное письмо, иначе претендент просто не попадет на программу. Существует даже конкурс таких писем – только самые убедительные мотивации дают право на международную стипендию, например. Если человек не понимает, зачем ему нужна эта учеба, денег на нее он не получит, да и сама программа ему не светит. А вот абитуриенту обычного российского вуза в большинстве случаев достаточно просто нормально сдать ЕГЭ, чтобы попасть в ряды студентов. Но всё же не жалейте времени на осознанный выбор профессии – даже если чувствуете себя совершенно растерянно при всех прекрасно сданных ЕГЭ. Наблюдайте, как работают люди, смотрите телепередачи и слушайте радиопрограммы с участием экспертов, примеряйте на себя самые разные профессии, ищите себя, понимайте себя всё лучше и лучше, чтобы реализовать именно свое признание. А знаете почему? Мотивация применить знания в работе на несколько порядков сильнее, чем мотивация просто поступить в вуз, а сильная мотивация нужна вам затем, чтобы вам не пришлось заставлять себя учиться. Знание в проекте должно быть средством, ведущим к действительно интересной цели! Помните: «нужна мощная идея, которая двигала бы проект и вела бы его к результату»?

    Соблюдается правило академической мобильности. Отдельно взятая магистерская программа Erasmus Mundus часто преподается в 2–3 вузах 2–3 стран, иначе образование не будет в полном смысле европейским, а будет – «полученным в какой-то точке Европы». Нет, в зарубежный вуз вам поступать совершенно необязательно, если не хочется. Можно прекрасно отучиться и в том городе, где вы родились. Вот только посещением всего одного дня открытых дверей вы теперь не отделаетесь: выбор принято производить минимум из двух вариантов. Будьте мобильнее!

    Оригинально формулируется тема, ради изучения которой все собрались. Каких только тем не встретишь! Не просто сельское хозяйство – а устойчивое развитие сельского хозяйства. Не просто туризм – а управление туризмом. Не просто информатика – а гидроинформатика! И так далее. Безусловно, сейчас вас никто не освободит от сдачи основных тем школьной программы в формате ЕГЭ, но при этом вы можете еще до окончания школы придумать рабочую тему для своих исследований в вузе и сопоставлять всё изучаемое именно с этой темой. Поиграйте: если вам непременно было бы нужно заниматься наукой, соответствующей выбранной экзаменационной дисциплине, то что конкретно в ее рамках вам было бы интересно исследовать? Выбрали? Вперед!

    В команде у участников обязателен и общий уровень подготовки, и разный предварительный опыт. Участники программ приезжают из разных стран. У них было разное детство, их по-разному учили в школе и университете, они имеют разное трудовое прошлое. При этом всем им интересна тема выбранной программы, так что, поверьте, ребятам есть о чем поговорить! Так неужели вы обсудили будущую специальность только с родителями и учителем? И вы еще не читали интервью с представителями соответствующей профессии? А психолог вам что сказал? Собирайте разные точки зрения и формируйте объемное представление о том, чем вам предстоит заниматься!

    В проект обязательно включаются практические задачи. Стипендию необходимо отработать – всё справедливо. А если речь идет о стажировке AIESEC, желание получить опыт в той или иной сфере деятельности и вовсе является ее существенным условием. А школа бывает ох как далека от жизни! Однако здесь на подмогу вам приходят составители контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. С каждым годом они всё больше стремятся приблизить задания экзамена к реальным, даже бытовым задачам. Но и вне рамок ЕГЭ можно привыкать чаще думать о возможной практической пользе от изученного.

    Команда обязательно обсуждает современное видение изучаемой проблемы. Ни одной из популярных молодежных программ просто не существовало бы, если бы на уровне своих концепций они не были связаны с современностью. Учитель так увлекся подготовкой вашего класса к ЕГЭ, что ему не хватило времени на объяснение современных событий? Попросите его всё-таки рассказать вам о новостях в изучаемой дисциплине. Учтите, что он может и не справиться: многие педагоги так любят свой предмет, что упускают из виду изменившуюся реальность. И тогда вам придется решать эту проблему самостоятельно!

Вот и всё. Никаких неслыханных формул математики и правил русского языка вам сейчас не сообщили. Всего лишь новое видение ситуации. Как будто игра в то, что ваша подготовка к поступлению – это и не подготовка вовсе, а веселый и умный молодежный проект. Почему бы и нет? Проекты хороши тем, что в них есть сильное структурирующее начало. Самой своей сутью они наводят в ваших занятиях должный порядок.

Если вы хотите знать больше

В школе проектом называют – вы, наверное, это слышали – красиво оформленный доклад ученика по результатам проведенного им исследования. Простенько! Даже если вместо одного школьника соберется группа детей; даже если тему они возьмут посложнее; даже если хороший учитель научит их делать проекты самостоятельно – результат в любом случае получится не слишком масштабный.

Зато стоит нам только обратить внимание на то, что проекты существуют еще и в сфере менеджмента, как мы сразу увидим, что менеджмент действует смелее, чем педагогика. Он громоздит из проектов тактику целого предприятия (это называется «программа проектов»), а также его стратегию (это называется «портфель проектов»). Внушительная перспектива! Так что, если вы подступитесь к проектному мышлению уже сейчас, оно поможет вам учиться управлять многими серьезными вещами – собственной учебой в вузе (включая написание дипломной работы), собственной карьерой и, быть может, собственным предприятием. Кроме того, благодаря интересу к проектам, у вас разовьется кругозор, выработается привычка замечать возможности и генерировать идеи, укрепится способность к планированию и пониманию технологий, усовершенствуется навык сотрудничества с другими людьми, а еще вы воспитаете в себе чувство меры и научитесь давать явлениям экспертную оценку. Всё это очень полезно.

Источник: www.edunews.ru



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

+
Политика конфиденциальности

Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных.

Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных" (далее - "Закон") к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».