Online-заявка
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Вольнослушатели

18.06.2013

Порой жажда учиться в университете так велика, что диплом становится вообще неважен.

Вольные птицы на птичьих правах

Вольнослушатели бывают разные. Иногда это почти студенты. Они ходят не только на лекции, но и на практические занятия. Они даже могут сдавать экзамены. И прогуливать! При этом их не имеют права исключать из вуза. Потому что исключают только студентов – ежели те провинились, конечно.

Есть и другие вольнослушатели – на лекцию в университет своей мечты они желают проникнуть тайком, а на то, чтобы их, скажем, записали в студенческую библиотеку, уже и не рассчитывают. Исключить из вуза никто не вправе, разумеется, и их. Зато просто не пустить туда – пожалуйста.

Многие люди, в чьей жизни присутствовал опыт учебы вольнослушателем, сумели показать себя как настоящие профессионалы. Этнограф, антрополог и путешественник по юго-восточным пространствам Земли Николай Миклухо-Маклай, а также физиологи Климент Тимирязев и Алексей Ухтомский побывали вольнослушателями Петербургского университета; физиолог Иван Сеченов таким же образом посещал медицинский факультет Московского университета. Изобретатель радио Гульельмо Маркони был вольнослушателем Болонского университета.

В числе известных вольнослушателей немало художников. Особенно популярной среди них стала Академия художеств в Петербурге. В нее наведывались романтический живописец Василий Тропинин, пейзажист Архип Куинджи, автор исторических полотен Генрих Семирадский, создатель ярких и пестрых образов Филипп Малявин, участники объединения «Мир искусства» Александр Бенуа и Леон Бакст. Та же академия приняла на учебу в качестве вольнослушателей скульпторов Петра Клодта (кони на Аничковом мосту в Петербурге – его работа) и Марка Антокольского, чьи тонкие скульптуры москвичи и гости столицы могут увидеть в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Кстати, изучать искусство вольнослушателем можно было и в Москве – мастерица вырезать силуэты Елизавета Сергеевна Кругликова занималась на таких правах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Не отставали в своем свободном образовании и рыцари слова – поэты Федор Тютчев (словесное отделение Московского университета), Николай Некрасов (филологический факультет Петербургского университета), классик румынской литературы Михай Эминеску (ряд гуманитарных курсов Венского университета), Саша Чёрный (Гейдельбергский университет), Сергей Есенин (историко-философское отделение Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского); прозаики Николай Лесков (Киевский университет), автор «Очерков бурсы» Николай Помяловский (Петербургский университет), Антуан де Сент-Экзюпери (отделение архитектуры Школы изящных искусств в Париже); первый пушкинист Павел Анненков (Петербургский университет).

Обычен путь в искусство «от противного» – например, если не дается математика, волей-неволей начнешь изучать что-нибудь другое. Но не таков был композитор Милий Балакирев – его не пугала участь вольнослушателя на математическом факультете Казанского университета.

В ХХ веке стать вольнослушателями удавалось в основном актерам – Владимиру Этушу и Вениамину Смехову (Театральное училище имени Бориса Щукина), Андрею Ростоцкому (ВГИК), «Фандорину» Илье Носкову (ЛГИТМиК имени Н. К. Черкасова).

Ну и как не вспомнить о компьютерном революционере Стиве Джобсе – одном из главных вдохновителей современного поколения! Он же всё-таки восстановился в Рид-колледже в американском Портленде – и тоже вольнослушателем.

История с географией

Нормальная университетская жизнь во многом держится на понятии академических свобод – например, свободы исследования или выражении профессурой своих оригинальных взглядов. Да и в целом студенческие годы порой кажутся настоящей вольницей – есть время собираться с друзьями и веселиться, рабочий день «с 9 до 6» еще многим незнаком, так почему бы, мол, в довершение ко всему не пускать на лекции людей с улицы? Им же интересно, они тоже учиться хотят…

В разных историко-географических обстоятельствах этот вопрос решался по-разному. В дореволюционной России, как вы уже успели понять по вышеупомянутым именам – во многом положительно.

Но если в отношении юношей возможность посещать занятия в том или ином университете обсуждалась индивидуально, то женщины рассматривались уже как класс: могут все они переступать университетский порог даже на таких правах – либо нет. В начале 1860-х годов в совете Московского университета большинство не захотело видеть женщин на студенческих скамьях. В Санкт-Петербургском университете совет оказался либеральнее, в Казанском – еще либеральнее, а в Киеве и Харькове женщинам дали права студентов и даже позволили приобретать ученые степени. А когда спустя десятилетие по стране открылся ряд Высших женских курсов (постепенно приобретавших всё более университетский характер), статус вольнослушательницы некоторое время существовал и на них.

До октября 1917 года правила приема в вольнослушатели могли определяться самим учебным заведением. Так, Московский археологический институт принимал довольно много вольнослушателей, и они могли сдавать экзамены. Обучение было платным. А после революции любой, кому исполнилось 16 лет, мог выбрать себе вуз, чтобы ходить туда как вольнослушатель и при этом ничего не платить. (В том же статусе порой могли учиться и россияне по ту сторону СССР – например, русские эмигранты в Богословском институте святого Владимира в китайском Харбине.) Но в итоге развившаяся в СССР система вечернего и заочного образования вытеснила учебу вольнослушателем.

В современной России есть вузы, которые набирают вольнослушателей по своим правилам. Независимый московский университет (Москва), ориентированный на углубленное математическое образование (диплом этого учебного заведения признается Гарвардом), разрешает вольнослушателям посещать занятия и допускает их к сдаче вступительной сессии. А Университет практической психологии, также расположенный в столице, организовал для вольнослушателей специальный платный поток, на котором можно учиться в том числе заочно, а также сдавать экзамены и писать дипломную работу. Диплома государственного образца, правда, такому учащемуся тут не положено, однако если он сможет перейти в статус студента, то получит и причитающиеся студентам права.

За рубежом картина различается от страны к стране, от вуза к вузу. Скажем, в университетах Великобритании и США встречаются отделения для вольнослушателей, в Германии процент вольнослушателей за последнее время возрос, да и в более близко расположенной к нам Польше институт вольнослушателей живет и здравствует – и если абитуриенту не досталось студенческого места, он всё равно может присутствовать на занятиях, посещать лаборатории, брать учебные пособия в библиотеке и сдавать экзамены. Тем не менее такой «вольны слухач» не имеет студенческого билета, также в его отношении не действует система кредитов – набранных учебных баллов, ему не могут составить индивидуальный учебный план и предоставить академический отпуск. Когда пройдет год этого полустуденческого существования, рассматривается вопрос о включении вольного слушателя в списки студентов.

Если же вольнослушательство где-то запрещено, то чаще всего это происходит, когда остальные студенты платят за учебу, а тот, кто хотел бы стать вольнослушателем, курса не оплачивал.

Пустят ли вас послушать лекции

В российском Законе об образовании о вольнослушателях речи не идет. (Есть ЕГЭ? Вот и сдавайте ЕГЭ – и поступайте как полагается.) Но их «порой видят» – то в одном вузе, то в другом. Студенты-привидения! Так удается ли им туда пробраться или нет?

Помимо закона, на вольных слушателей часто не рассчитан сам распорядок жизни вуза. Только студенты да преподаватели проходят в учебные корпуса без проблем (если это не день открытых дверей, конечно). Так что, вероятно, вас выловят еще в дверях вуза и отправят восвояси. И всё же вопрос решается в каждом конкретном вузе по-своему: где-то вольнослушатели отсутствуют как класс, где-то вы можете спросить об интересующей вас тематике лекций, обратившись в вуз, и в итоге договориться с преподавательским составом, а где-то даже написать заявление по всей форме, а по окончании курса получить сертификат.

Желающим стать вольнослушателями было бы интереснее всего понаблюдать с задней парты за естественным учебным процессом. И, раз не всегда такая возможность есть, можно рассмотреть и другие предложения вузов – например, открытые лекции. Они устраиваются нарочно и порой находятся вне контекста курса, изучаемого основной массой студентов, однако на многие такие лекции можно прийти всем желающим – и ощутить атмосферу вуза, куда вы, возможно, вскоре будете поступать.

Другое дело, что сегодня ощутить атмосферу вузов, расположенных в любой точке земного шара, можно не выходя из дома.

Прогнозы

Сохранится ли институт вольнослушателей в его первозданном очном варианте, если вузы сегодня стремятся попросту вывешивать лекции онлайн, а количество подписчиков многих их каналов на YouTube и других ресурсах исчисляется огромными цифрами; если лучшие вузы мира объединяются в проект Coursera, а вузы по всему миру – в проект OpenCourseWare, если университетскими знаниями стало принято свободно делиться в Интернете? Со студентами всё понятно: им же еще и диплом нужен! Они всё равно будут ходить в вузы. А вот массовая вербовка в дистанционные вольнослушатели ставит под удар ваше желание хоть немного посидеть на самой настоящей студенческой скамье и послушать лекцию на самом настоящем студенческом потоке – не будучи при этом студентом. Оставайтесь, мол, дома, запускайте видеоролик вуза – и устраивайте себе вольные слушания сколько угодно. Вот и будет вам профориентация с подготовительными курсами, и никуда ходить не надо. И вообще сейчас любой информации полно – купил какой хочешь учебник да занимайся самостоятельно.

Самообразование – штука хорошая. Сегодня оно считается даже более достойным занятием, чем учеба «в строю» студентов: ведь самоучка лучше мотивирован и он лично принимает решения, что именно он будет учить, а студент довольствуется тем, что ему зададут. Впрочем, сторонник самообразования излишне привязывается к собственным достижениям и оттого часто притормаживает. Зато студент легко откладывает в сторону очередную решенную контрольную работу – одну за другой – и в итоге быстрее продвигается в освоении курса! Поэтому всегда есть резон стать или очным студентом, или как минимум вольнослушателем.

А вообще вольнослушателем необязательно хотеть становиться. Об этом феномене хорошо просто поразмыслить. Ведь были же и есть люди, которые не придают большого значения диплому, зато уважают знания настолько, что хотят получать их пусть даже не в общем студенческом потоке, а скромно сидя с краешку в аудитории. Этой тяги к знаниям имеет смысл постараться достичь в любом случае – она вам пригодится, когда станете студентом!

Источник: www.edunews.ru

 



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

+
Политика конфиденциальности

Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных.

Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных" (далее - "Закон") к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».