Online-заявка
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Куракин: бренд вуза абитуриентам важнее, чем направление подготовки

05.09.2013

С 2009 года Институт образования НИУ ВШЭ проводит рассчитанное на два десятилетия исследование, посвященное образовательным траекториям российской молодежи. Первые результаты, описывающие мотивы выбора вуза и направления подготовки, получены. Почему молодежь массово предпочитает поступать в вузы и как абитуриенты выбирают направление подготовки, в интервью РИА Новости рассказывает ведущий научный сотрудник Института образования и Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ Дмитрий Куракин.

— Дмитрий Юрьевич, исследование стартовало в 2009 и закончится в 2027. В чем смысл такого срока?
— Задача проекта – изучить типичные образовательные и карьерные траектории российской молодежи. У нас есть общероссийская исследовательская панель, куда входят 5 тысяч человек из 42 регионов, и несколько региональных, общей численностью свыше 20 тысяч респондентов. В начале проекта самым младшим участникам исследования было 14-15 лет, сейчас им уже 18-19, а когда проект закончится – им будет за 30. Мы пытаемся выяснить, как складываются их жизненные траектории, какими мотивами они руководствуются, поступая в вуз, в колледж или техникум; как выбирают профессию и призвание; какое значение придают учебе, как и когда выбирают место работы… Исследование даст достаточно подробную картину, как разные люди одного поколения принимают основные решения в части образования и карьеры.
Важная особенность национальной выборки в том, что нам известны результаты наших респондентов в международных сравнительных исследованиях качества образования – PISA и TIMSS. То есть мы имеем характеристики их основных компетенций, полученных в ходе школьного обучения.

— Какие результаты исследование дало уже сейчас?
— У нас идет массовизация высшего образования – все хотят поступать в вуз. Эта стратегия укоренена не только в стереотипах поступающих и их родителей – работодатели мыслят схожим образом и нередко требуют высшего образования даже от курьеров.

Есть две массовые стратегии его получения: учиться до 11-го класса или уйти после 9-го, поступить в техникум или колледж, а потом – в вуз. Предпочитающих последний вариант довольно много, около трети. Любопытно, что в большинстве своем эти люди изначально ориентированы на поступление не в самые лучшие вузы, часто – на коммерческое отделение. Многие из них сомневаются в своей академической успеваемости и в принципе не рассматривают "топовые" вузы и бюджетные отделения. Это своего рода консервативная стратегия. Несколько лет назад таким образом можно было "обойти" ЕГЭ, перейдя после техникума сразу на второй курс вуза-партнера. Сейчас этот путь закрыт, но мне представляется, часть абитуриентов все равно идут в техникумы и колледжи ради отсрочки решительного действия. Кто-то считает, что таким образом можно лучше подготовиться к ЕГЭ – техникумы и колледжи начинают выполнять, в том числе, функцию подготовки к ЕГЭ.

— А для чего в такой ситуации вообще нужно высшее образование?
— Далеко не все рассматривают образование как главным образом способ в дальнейшем зарабатывать деньги. Это исследовательский миф. Для родителей вуз – часто просто благоприятное и безопасное место, которое удержит их детей от улицы на время взросления. Это культурная среда, в которой происходит более продвинутая социализация. Точно так же рассматривают вузы и работодатели, и сами студенты. На самом деле, люди часто поступают в университет просто потому, что они хотят быть студентами. Многие считают, что студенческие годы – лучшие в жизни, и нужно отметить, что это весьма обоснованное суждение.

— Как абитуриенты выбирают направление подготовки? Оно становится совсем неважным?
— Пока многое указывает на то, что растет число абитуриентов, слабо мотивированных поступать на конкретное направление подготовки, где они в итоге оказываются. Причем, видимо, определенную роль в этом играет схема поступления по результатам ЕГЭ. Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда студент сообщает, что хотел поступать на другое направление подготовки, но недобрал баллов и в результате оказался там, где оказался, чем не слишком доволен. Я это, кстати, вижу не только как исследователь, но и как преподаватель.

В результате бренд вуза имеет значение не меньшее, а часто большее, чем направление подготовки. Особенно это относится к известным вузам – абитуриенты выбирают сначала, допустим, МГУ или НИУ ВШЭ и только потом окончательно решают, на какой факультет они проходят. Часто это не "их" факультет. О том же говорят исследования, которые в нашем университете регулярно проводит Центр внутреннего мониторинга. Для старой системы обучения и профориентации, когда студент начинал овладевать своей будущей профессией чуть ли не с первых дней в университете, это крайне нетипично, а новая у нас еще не вполне сложилась.

Источник: www.ria.ru

 



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

+
Политика конфиденциальности

Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных.

Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных" (далее - "Закон") к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».