Online-заявка
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Кадастровый инженер: профессия или занятие?

06.06.2014

Начиная с 2005 года, в СМИ стали публиковаться статьи, в которых обсуждались вопросы создания кадастра объектов недвижимости. Особый интерес вызывала проблема определения круга лиц, которые будут выполнять работы по обмеру и описанию зданий и земельных участков. Внесенный в тот период в Госдуму РФ законопроект обозначил этот круг лиц как «кадастровые инженеры».

В СМИ понятие «кадастровый инженер» связывалось, в одних случаях с появлением новой профессии, в других – специалистами по недвижимости, в - третьих – с лицами, ведущими новый вид бизнеса. Но все были едины в одном - кадастровый инженер в кадастровых отношениях является процессуальной фигурой, а его деятельность – коммерческая. После вступления в силу закона о кадастре недвижимости ситуация по данному вопросу, на первый взгляд, может показаться еще более запутанной.

Закон установил, что лица, обладающие на день его вступления в силу правом вы-полнения работ по территориальному землеустройству, считаются кадастровыми инжене-рами, учитываются в реестре как кадастровые инженеры, и, начиная с 1 марта 2008 года до 1 января 2011 года, ведут свою деятельность в рамках требований закона о кадастре.

Кого же закон фактически объявил кадастровым инженером? Кто обладает в на-стоящее время правом на выполнение работ по территориальному землеустройству, если в настоящее время эти работы не подлежат лицензированию?

Еще в декабре 1994 года Правительством РФ было принято постановление о лицен-зировании отдельных видов работ. Во исполнение этого нормативного акта через год Правительством РФ было утверждено Положение о лицензировании проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель.

В соответствии с Положением юридические лица, а также физические лица, осуще-ствляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющие намерение заниматься территориальным землеустройством, в том числе, меже-ванием земельных участков, должны были получить лицензию - специальное разрешение. В зависимости от вида лицензируемых работ лицензии выдавались субъектами РФ, Феде-ральным органом исполнительной власти по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальными органами.

Лицензии выдавались на срок не более пяти лет. Их действие распространялось на территорию субъекта РФ, выдавшего лицензию, либо на территорию России, в случае вы-дачи ее Федеральным органом исполнительной власти по земельным ресурсам и земле-устройству.

Лицензирование геодезической и картографической деятельности при проведении землеустройства и ведении государственного земельного кадастра согласовывалось с фе-деральным органом исполнительной власти по геодезии и картографии.

В общем плане в тот период предприниматель или юридическое лицо могли иметь несколько лицензий, которые давали им возможность ведения полного комплекса работ по территориальному землеустройству, геодезии и картографии. Обычно разделения этих видов работ в практике землеустроительных организаций не было: одна организация или индивидуальный предприниматель проводили как топографическую съемку, так и подго-товку землеустроительного дела.

Требования для получения лицензии были довольно жесткие. Необходимо было иметь технические, технологические и кадровые возможности. Это - наличие инструмен-тов, оборудования и специалистов по профилю выполняемых работ. Технические средства и технологии должны были пройти метрологическую аттестацию с выдачей специальных документов.

Профиль специалистов должен был подтвержден диплом о высшем профессиональ-ном образовании. Они должны были быть специалистами высшего уровня квалификации. Обычно это были инженеры по землеустройству, инженеры – геодезисты, картографы, топографы, окончившие ВУЗы. Допускались к работе и специалисты со средним специальным образованием, но со стажем работы по специальности.

Положение о лицензировании проектно-изыскательских работ, связанных с исполь-зованием земель утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767. Вместе с тем лицензирование работ по территориальному землеустрой-ству не осуществлялось еще ранее.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1056 было утвер-ждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по земель-ной политике (Госкомзем России). В соответствие новому Положению Госкомзем России уже не был наделен правом на выдачу лицензий на проектно-изыскательские работы, свя-занные с использованием земель. В дальнейшем ни Федеральная служба земельного када-стра России, ни Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости полномочием на выдачу лицензий на производство работ по территориальному землеустройству Правительством РФ не наделялись.

С 10 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2001 № 128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», принятый ГФ ФС 13.07.2001. В со-ответствии с Федеральным законом лицензированию подлежали геодезическая и карто-графическая деятельность. При этом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании в области геодезии и картографии» лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляется Федеральным агентством геодезии и картографии (Роскартография РФ).

Через две недели после принятия указанного акта правительства на основании Феде-рального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ геодезические и картографические работы, как вид работ, были исключены из состава работ по территориальному землеустройству. Ма-териалы геодезических и картографических работ, как вид документации, также были ис-ключены из состава землеустроительной документации, изготавливаемой при территори-альном землеустройстве. В Федеральный закон «о землеустройстве» была введена часть, согласно которой геодезические и картографические работы выполняются исключительно в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии».

С момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1056 выдача лицензий на проектно-изыскательские работы, связанные с использо-ванием земель законодательством не предусматривалась. Теоретически, если допустить, что лицензия была выдана юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю Роскомземом России до 14 октября 1999 года (дата вступления в силу документа), то ее действие, во всяком случае, прекратилось 13 октября 2004 года.

Какой же вывод напрашивается исходя из данной правовой ситуации? Вывод о том, что в настоящее время право на проведение работ по территориальному землеустройст-ву на основании ранее выданных Роскомземом России лицензий не имеет ни одно лицо. Кого же тогда имеют в виду законодатели? Вопрос, прямо сказать, риторический. Ответ на вопрос - кого же следует в силу закона считать кадастровым инженером с 1 марта 2008 года и до 1 января 2011 года? - остается открытым. И если вам представят лицензию на проведение территориального землеустройства, выданную после октября 2004 года, хотя - бы самим «господом богом», подумайте о юридической силе такой лицензии.

Теперь относительно будущих аттестованных кадастровых инженеров.

Новый закон не устанавливает какие – либо технические, технологические, метрологические или организационные требования к лицам, желающим стать кадастровыми инженерами и проводить кадастровые работы. В законе нет требований к обязательному наличию у юридических лиц, заключающих договоры на производство кадастровых работ с заинтересованными лицами, специальных геодезических приборов, инструментов и оборудования. Видимо, по мнению законодателей, это не важно.

По закону кадастровую деятельность вправе осуществлять любой гражданин Рос-сии, имеющий квалификационный аттестат.

Для получения квалификационного аттестата гражданину достаточно иметь среднее профессиональное образование по одной из специальностей, определенных Минюстом России. А для граждан, имеющих высшее образование важно, чтобы оно было получено в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию. Общим требованием для тех и других граждан является отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

Обобщив, можно так определить минимальные требования к будущему инженеру: кадастровый инженер по закону это - российский техник по образованию, несудимый, но подсудный членам квалификационной комиссии.

Каковы же квалификационные требования к кадастровому инженеру?

На селекторном совещании с руководителями территориальных органов Федераль-ного агентства кадастра объектов недвижимости по ЦФО в феврале этого года замести-тель руководителя этого ведомства В.С. Кислов сообщил о предполагаемом порядке приема квалификационных экзаменов следующую информацию.

Для экзаменующихся подготовлено 2000 вопросов. Из них будущему соискателю будет предложено ответить на 100 вопросов. Максимальное количество неправильных ответов – 10. Если ошибок больше, все – кадастровый инженер не состоялся.

В чем же существо этих 2000 вопросов?

Например, на сайте автономной некоммерческой организации «Бюро технической инвентаризации» в ленте новостей от 12.02.2008 была помещена информация по Проекту Программы подготовки кадастрового инженера.

Первый раздел посвящен правовым основам кадастровых отношений. Согласно раз-делу соискатель должен быть готов ответить на вопросы из Гражданского, Земельного, Лесного, Водного, Градостроительного и Жилищного кодексов РФ. Думаю, человеку без специального юридического образования будет не под силу освоить не только такие сложные самостоятельные и комплексные отрасли права, но и отдельные институты этих отраслей.

Об остальных пяти разделах Проекта Программы буквально написано так: «Столь основательных знаний, на уровне доктора наук с 60-летним стажем в геодезических пар-тиях и с 20 летним сроком по Сталинской 58-й статье, не имеют все составители этой программы вместе взятые, даже в объеме 10% от написанного ими. Без всяких шуток можно утверждать, что ни один руководитель Роснедвижимости, и ни один ведущий специалист земельного ведомства РФ, не знал, и никогда не будет знать даже половины того, что наклепано в «Программе» для кадастрового инженера».

Отсюда сразу возникают вопросы, а кто же будет принимать экзамены на местах? Какие существую реальные шансы сдать квалификационный экзамен? Ведь при таких обстоятельствах имеются все возможности у экзаменующих чиновников «завалить» любого соискателя на звание кадастрового инженера. Вывод один – с чиновниками надо жить дружно! С другой стороны, изворотливые люди всегда найдут короткий путь получить желанную аттестацию.

И здесь мы вплотную подошли к ответу на поставленный в заголовке статьи вопрос. Как видно, любая профессия подразумевает определенный уровень образования, профес-сиональную подготовку по определенной специальности. По окончании профессиональ-ного образовательного учреждения человек получает профессию врача, инженера, юриста и т.п.

Так, в настоящее время в области геодезии и землеустройства квалификацию «инже-нер» получают лица, окончившие ВУЗы по специальностям «землеустройство», «земель-ный кадастр», «городской кадастр», «космическая геодезия», «аэрофотогеодезия».

Появились магистры и бакалавры землеустройства, обучавшиеся по специальности «землеустройство и кадастры».

Лица, обучавшиеся по специальности «геодезия», получают квалификацию «бака-лавр техники и технологии», «магистр техники и технологии».

Лица, окончившие средние специальные образовательные учреждения по специаль-ности «геодезия» получают квалификацию старшего техника или техника, а по специаль-ности «землеустройство» - старший техник-землеустроитель или техник-землеустроитель.

В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подго-товку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе, не требующий спе-циальной подготовки, но приносящий заработок или доход. Для кадастрового инженера, согласно закону, независимо от уровня профессионального образования важно показать знания по определенному виду деятельности (занятию). Соискатель, показав по результа-там экзамена свою подготовку в вопросах специфического вида деятельности, приобрета-ет право выйти на рынок услуг в сфере кадастровой деятельности.

Фактически кадастровый инженер - не новая профессия, это - занятие, новый вид бизнеса.

Кадастровые инженеры самостоятельно могу выбрать одну из формы организации своей кадастровой деятельности: в качестве индивидуального предпринимателя, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юриди-ческим лицом.

Для идентификации своей деятельности у кадастрового инженера предполагается наличие своей печати, штампов и бланков, на которых указываются адрес (место его на-хождения) и идентификационный номер его квалификационного аттестата.

Закон предусматривает наличие саморегулируемых организаций в сфере кадастро-вой деятельности. Саморегулируемые организации обеспечивают условия для профессио-нальной деятельности кадастровых инженеров, устанавливают обязательные для кадаст-ровых инженеров правила осуществления ими кадастровой деятельности, правила пове-дения при осуществлении этой деятельности, деловой и профессиональной этики.

Саморегулируемые организации также осуществляют контроль соблюдения уста-новленных правил, повышением квалификации кадастровых инженеров, рассматривают жалобы на их действия и применяют меры ответственности.

В саморегулируемой организации создается специальный фонд, из которого возме-щаются убытки граждан в результате допущенных кадастровым инженером нарушений в ходе кадастровой деятельности.

Взаимоотношения кадастрового инженера с заказчиками строятся на основании договора подряда. Особенность данного договора в том, что он является публичным до-говором. Это значит, что кадастровый инженер обязан заключить договор с любым, кто к нему обратиться в рамках кадастровой деятельности.

Договор подряда заключается непосредственно с кадастровым инженером - индиви-дуальным предпринимателем, либо с юридическим лицом, в котором работают кадастро-вые инженеры.

Имеется важная особенность договора подряда на выполнение кадастровых работ, заключенного с юридическим лицом. Кадастровые работы должны быть выполнены ис-ключительно кадастровыми инженерам – штатными работниками такого юридического лица. Посредничество и субподряд закон запрещает. Последствием подготовки межево-го плана земельного участка другим лицом, кроме кадастрового инженера, может быть отказ органа кадастрового учета в приеме документов.

Как быть заказчику в столь сложный переходный период? Как избежать ошибок в выборе организации или предпринимателя, которым можно смело поручить изготовление документов для кадастрового учета?

Лично я заключал бы договор с организацией, отсчет «стажа работы» которой начи-нается не позднее 1999 года. Здесь можно быть уверенным, что такая организация в свое время прежде получения лицензии прошла серьезную проверку на компетентность спе-циалистов, наличие материально-технической базы для проведения работ по геодезии и землеустройству.

Обязательно необходимо убедиться в наличии у организации на настоящее время лицензий на геодезическую и картографическую деятельность, приборов и специалистов. Неплохо, если землеустроительная организация является членом саморегулируемой орга-низации. По крайней мере, будет орган, в который можно обратиться в случае возникно-вения споров с кадастровым инженером по качеству работ.

Если бы в организации или у индивидуального предпринимателя мне предложили договор подряда письменно не заключать, не составлять смету, поручили согласование границ земельного участка делать самому, договорную цену установили подозрительно низкую и при этом «гарантировали» окончить работу в самые «реактивные» сроки – я бы с такой организацией в отношения не вступал. Здесь обычно работают «принципы»: ску-пой платит дважды и, дешевый сыр – в мышеловке.

В.Фролов, директор специализированного правового агентства «Своя земля»

Источник: www.yaracre.com

 



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

+
Политика конфиденциальности

Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных.

Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных" (далее - "Закон") к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».