Online-заявка
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Кадастровый инженер: профессия или занятие?

06.06.2014

Чем занимается кадастровый инженер

Начиная с 2005 года, в СМИ стали публиковаться статьи, в которых обсуждались вопросы создания кадастра объектов недвижимости. Особый интерес вызывала проблема определения круга лиц, которые будут выполнять работы по обмеру и описанию зданий и земельных участков. Внесенный в тот период в Госдуму РФ законопроект обозначил этот круг лиц как «кадастровые инженеры».

В СМИ понятие «кадастровый инженер» связывалось, в одних случаях с появлением новой профессии, в других – специалистами по недвижимости, в - третьих – с лицами, ведущими новый вид бизнеса. Но все были едины в одном - кадастровый инженер в кадастровых отношениях является процессуальной фигурой, а его деятельность – коммерческая. После вступления в силу закона о кадастре недвижимости ситуация по данному вопросу, на первый взгляд, может показаться еще более запутанной.


Закон установил, что лица, обладающие на день его вступления в силу правом выполнения работ по территориальному землеустройству, считаются кадастровыми инженерами, учитываются в реестре как кадастровые инженеры, и, начиная с 1 марта 2008 года до 1 января 2011 года, ведут свою деятельность в рамках требований закона о кадастре.

Кого же закон фактически объявил кадастровым инженером? Кто обладает в настоящее время правом на выполнение работ по территориальному землеустройству, если в настоящее время эти работы не подлежат лицензированию?

Еще в декабре 1994 года Правительством РФ было принято постановление о лицензировании отдельных видов работ. Во исполнение этого нормативного акта через год Правительством РФ было утверждено Положение о лицензировании проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель.

В соответствии с Положением юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющие намерение заниматься территориальным землеустройством, в том числе, межеванием земельных участков, должны были получить лицензию - специальное разрешение. В зависимости от вида лицензируемых работ лицензии выдавались субъектами РФ, Федеральным органом исполнительной власти по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальными органами.

Лицензии выдавались на срок не более пяти лет. Их действие распространялось на территорию субъекта РФ, выдавшего лицензию, либо на территорию России, в случае вы-дачи ее Федеральным органом исполнительной власти по земельным ресурсам и земле-устройству.

Лицензирование геодезической и картографической деятельности при проведении землеустройства и ведении государственного земельного кадастра согласовывалось с федеральным органом исполнительной власти по геодезии и картографии.

В общем плане в тот период предприниматель или юридическое лицо могли иметь несколько лицензий, которые давали им возможность ведения полного комплекса работ по территориальному землеустройству, геодезии и картографии. Обычно разделения этих видов работ в практике землеустроительных организаций не было: одна организация или индивидуальный предприниматель проводили как топографическую съемку, так и подготовку землеустроительного дела.

Требования для получения лицензии были довольно жесткие. Необходимо было иметь технические, технологические и кадровые возможности. Это - наличие инструментов, оборудования и специалистов по профилю выполняемых работ. Технические средства и технологии должны были пройти метрологическую аттестацию с выдачей специальных документов.

Профиль специалистов должен был подтвержден диплом о высшем профессиональном образовании. Они должны были быть специалистами высшего уровня квалификации. Обычно это были инженеры по землеустройству, инженеры – геодезисты, картографы, топографы, окончившие ВУЗы. Допускались к работе и специалисты со средним специальным образованием, но со стажем работы по специальности.

Положение о лицензировании проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767. Вместе с тем лицензирование работ по территориальному землеустройству не осуществлялось еще ранее.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1056 было утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по земель-ной политике (Госкомзем России). В соответствие новому Положению Госкомзем России уже не был наделен правом на выдачу лицензий на проектно-изыскательские работы, связанные с использованием земель. В дальнейшем ни Федеральная служба земельного кадастра России, ни Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости полномочием на выдачу лицензий на производство работ по территориальному землеустройству Правительством РФ не наделялись.

С 10 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2001 № 128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», принятый ГФ ФС 13.07.2001. В соответствии с Федеральным законом лицензированию подлежали геодезическая и картографическая деятельность. При этом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании в области геодезии и картографии» лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляется Федеральным агентством геодезии и картографии (Роскартография РФ).

Через две недели после принятия указанного акта правительства на основании Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ геодезические и картографические работы, как вид работ, были исключены из состава работ по территориальному землеустройству. Материалы геодезических и картографических работ, как вид документации, также были исключены из состава землеустроительной документации, изготавливаемой при территориальном землеустройстве. В Федеральный закон «о землеустройстве» была введена часть, согласно которой геодезические и картографические работы выполняются исключительно в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии».

С момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1056 выдача лицензий на проектно-изыскательские работы, связанные с использованием земель законодательством не предусматривалась. Теоретически, если допустить, что лицензия была выдана юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю Роскомземом России до 14 октября 1999 года (дата вступления в силу документа), то ее действие, во всяком случае, прекратилось 13 октября 2004 года.

Какой же вывод напрашивается исходя из данной правовой ситуации? Вывод о том, что в настоящее время право на проведение работ по территориальному землеустройству на основании ранее выданных Роскомземом России лицензий не имеет ни одно лицо. Кого же тогда имеют в виду законодатели? Вопрос, прямо сказать, риторический. Ответ на вопрос - кого же следует в силу закона считать кадастровым инженером с 1 марта 2008 года и до 1 января 2011 года? - остается открытым. И если вам представят лицензию на проведение территориального землеустройства, выданную после октября 2004 года, хотя - бы самим «господом богом», подумайте о юридической силе такой лицензии.

Теперь относительно будущих аттестованных кадастровых инженеров.

Новый закон не устанавливает какие-либо технические, технологические, метрологические или организационные требования к лицам, желающим стать кадастровыми инженерами и проводить кадастровые работы. В законе нет требований к обязательному наличию у юридических лиц, заключающих договоры на производство кадастровых работ с заинтересованными лицами, специальных геодезических приборов, инструментов и оборудования. Видимо, по мнению законодателей, это не важно.

По закону кадастровую деятельность вправе осуществлять любой гражданин России, имеющий квалификационный аттестат.

Для получения квалификационного аттестата гражданину достаточно иметь среднее профессиональное образование по одной из специальностей, определенных Минюстом России. А для граждан, имеющих высшее образование важно, чтобы оно было получено в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию. Общим требованием для тех и других граждан является отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

Обобщив, можно так определить минимальные требования к будущему инженеру: кадастровый инженер по закону это - российский техник по образованию, несудимый, но подсудный членам квалификационной комиссии.

Каковы же квалификационные требования к кадастровому инженеру?

На селекторном совещании с руководителями территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ЦФО в феврале этого года заместитель руководителя этого ведомства В.С. Кислов сообщил о предполагаемом порядке приема квалификационных экзаменов следующую информацию.

Для экзаменующихся подготовлено 2000 вопросов. Из них будущему соискателю будет предложено ответить на 100 вопросов. Максимальное количество неправильных ответов – 10. Если ошибок больше, все – кадастровый инженер не состоялся.


В чем же существо этих 2000 вопросов?

Например, на сайте автономной некоммерческой организации «Бюро технической инвентаризации» в ленте новостей от 12.02.2008 была помещена информация по Проекту Программы подготовки кадастрового инженера.

Первый раздел посвящен правовым основам кадастровых отношений. Согласно раз-делу соискатель должен быть готов ответить на вопросы из Гражданского, Земельного, Лесного, Водного, Градостроительного и Жилищного кодексов РФ. Думаю, человеку без специального юридического образования будет не под силу освоить не только такие сложные самостоятельные и комплексные отрасли права, но и отдельные институты этих отраслей.

Об остальных пяти разделах Проекта Программы буквально написано так: «Столь основательных знаний, на уровне доктора наук с 60-летним стажем в геодезических партиях и с 20 летним сроком по Сталинской 58-й статье, не имеют все составители этой программы вместе взятые, даже в объеме 10% от написанного ими. Без всяких шуток можно утверждать, что ни один руководитель Роснедвижимости, и ни один ведущий специалист земельного ведомства РФ, не знал, и никогда не будет знать даже половины того, что наклепано в «Программе» для кадастрового инженера».

Отсюда сразу возникают вопросы, а кто же будет принимать экзамены на местах? Какие существую реальные шансы сдать квалификационный экзамен? Ведь при таких обстоятельствах имеются все возможности у экзаменующих чиновников «завалить» любого соискателя на звание кадастрового инженера. Вывод один – с чиновниками надо жить дружно! С другой стороны, изворотливые люди всегда найдут короткий путь получить желанную аттестацию.

И здесь мы вплотную подошли к ответу на поставленный в заголовке статьи вопрос. Как видно, любая профессия подразумевает определенный уровень образования, профессиональную подготовку по определенной специальности. По окончании профессионального образовательного учреждения человек получает профессию врача, инженера, юриста и т.п.

Так, в настоящее время в области геодезии и землеустройства квалификацию «инженер» получают лица, окончившие ВУЗы по специальностям «землеустройство», «земельный кадастр», «городской кадастр», «космическая геодезия», «аэрофотогеодезия».

Появились магистры и бакалавры землеустройства, обучавшиеся по специальности «землеустройство и кадастры».

Лица, обучавшиеся по специальности «геодезия», получают квалификацию «бака-лавр техники и технологии», «магистр техники и технологии».

Лица, окончившие средние специальные образовательные учреждения по специальности «геодезия» получают квалификацию старшего техника или техника, а по специальности «землеустройство» - старший техник-землеустроитель или техник-землеустроитель.

В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе, не требующий специальной подготовки, но приносящий заработок или доход. Для кадастрового инженера, согласно закону, независимо от уровня профессионального образования важно показать знания по определенному виду деятельности (занятию). Соискатель, показав по результатам экзамена свою подготовку в вопросах специфического вида деятельности, приобретает право выйти на рынок услуг в сфере кадастровой деятельности.

Фактически кадастровый инженер - не новая профессия, это - занятие, новый вид бизнеса.

Кадастровые инженеры самостоятельно могу выбрать одну из формы организации своей кадастровой деятельности: в качестве индивидуального предпринимателя, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.

Для идентификации своей деятельности у кадастрового инженера предполагается наличие своей печати, штампов и бланков, на которых указываются адрес (место его на-хождения) и идентификационный номер его квалификационного аттестата.

Закон предусматривает наличие саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности. Саморегулируемые организации обеспечивают условия для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, устанавливают обязательные для кадастровых инженеров правила осуществления ими кадастровой деятельности, правила поведения при осуществлении этой деятельности, деловой и профессиональной этики.

Саморегулируемые организации также осуществляют контроль соблюдения установленных правил, повышением квалификации кадастровых инженеров, рассматривают жалобы на их действия и применяют меры ответственности.

В саморегулируемой организации создается специальный фонд, из которого возмещаются убытки граждан в результате допущенных кадастровым инженером нарушений в ходе кадастровой деятельности.

Взаимоотношения кадастрового инженера с заказчиками строятся на основании договора подряда. Особенность данного договора в том, что он является публичным договором. Это значит, что кадастровый инженер обязан заключить договор с любым, кто к нему обратиться в рамках кадастровой деятельности.

Договор подряда заключается непосредственно с кадастровым инженером - индивидуальным предпринимателем, либо с юридическим лицом, в котором работают кадастровые инженеры.

Имеется важная особенность договора подряда на выполнение кадастровых работ, заключенного с юридическим лицом. Кадастровые работы должны быть выполнены исключительно кадастровыми инженерам – штатными работниками такого юридического лица. Посредничество и субподряд закон запрещает. Последствием подготовки межевого плана земельного участка другим лицом, кроме кадастрового инженера, может быть отказ органа кадастрового учета в приеме документов.

Как быть заказчику в столь сложный переходный период? Как избежать ошибок в выборе организации или предпринимателя, которым можно смело поручить изготовление документов для кадастрового учета?

Лично я заключал бы договор с организацией, отсчет «стажа работы» которой начинается не позднее 1999 года. Здесь можно быть уверенным, что такая организация в свое время прежде получения лицензии прошла серьезную проверку на компетентность специалистов, наличие материально-технической базы для проведения работ по геодезии и землеустройству.

Обязательно необходимо убедиться в наличии у организации на настоящее время лицензий на геодезическую и картографическую деятельность, приборов и специалистов. Неплохо, если землеустроительная организация является членом саморегулируемой организации. По крайней мере, будет орган, в который можно обратиться в случае возникновения споров с кадастровым инженером по качеству работ.

Если бы в организации или у индивидуального предпринимателя мне предложили договор подряда письменно не заключать, не составлять смету, поручили согласование границ земельного участка делать самому, договорную цену установили подозрительно низкую и при этом «гарантировали» окончить работу в самые «реактивные» сроки – я бы с такой организацией в отношения не вступал. Здесь обычно работают «принципы»: скупой платит дважды и, дешевый сыр – в мышеловке.

В.Фролов, директор специализированного правового агентства «Своя земля»
Источник: www.yaracre.com



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

+
Политика конфиденциальности

Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных.

Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных" (далее - "Закон") к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».