Online-заявка
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Трудовое пространство. Работа в небольшой компании

30.10.2012

Обычно профессию выбирают исходя, конечно же, из внутренних склонностей личности – а еще из тех внешних обстоятельств, которые существуют сегодня, будь то высказанное за завтраком мнение родителей, востребованность специальности на рынке труда или свежая информация о настоящих профи, почерпнутая из СМИ. Однако можно руководствоваться еще и будущими внешними обстоятельствами – к примеру, ситуацией, когда вы, имея на руках новенький диплом о высшем образовании, постучитесь в дверь будущего места работы. Самое интересное, что от размера пространства, отведенного под офис, некоторым образом зависит и выбор профессии!

Так, в основном в крупной компании могут работать железнодорожные инженеры: персонал РЖД насчитывает более миллиона человек, в этой одной из крупнейших компаний лежит трудовая книжка практически каждого сотого россиянина. А для кардиохирурга возможность оперировать в небольшой частной клинике исключена: даже будучи приспособленной для отдельных медицинских вмешательств, для этого направления хирургии таковая, однако, совершенно не предназначена. Напротив, только небольшие компании производят, скажем, плетеную мебель, отдельные виды стройматериалов, многие запчасти, одежду точно по фигуре, варенье из редких в конкретной местности фруктов, шоколад ручной работы и значительную часть товаров на заказ. Вам интересно попробовать себя в создании эксклюзивного продукта? Если да, то у вас только что появились шансы заинтересоваться небольшими компаниями и нацелиться на работу именно в такой фирме.

Шансы эти повысятся, если вам не хочется становиться узким специалистом, а близка вам как раз позиция профессионала-универсала. Правило «одна должность – одна функция» действует скорее в крупных корпорациях, а в малом бизнесе разделение труда чаще не настолько четкое. Однако запомните: профессионал-универсал не обязательно кустарь-одиночка!

Что касается одиночества, такая работа действительно больше подходит интровертам, а пронизанный корпоративным духом муравейник огромной компании – экстравертам. Но не будем забывать, что истинный интроверт, в отличие от патологически асоциальных типов, способен плодотворно сотрудничать с небольшим трудовым коллективом. Быть командным игроком придется в любом из этих случаев, иначе вам дорога в индивидуальные предприниматели – и тогда изучения бухгалтерского учета вы уже не избежите! Если же вы экстраверт, который хочет трудиться именно в маленькой компании, выбирайте работу с клиентами либо связанную с аутсорсингом – наймом сторонних специалистов, которые, оставаясь вне штата, выполнят для вашей фирмы отдельные виды работ. С ними и наговоритесь!

А что касается изживания в себе кустаря – то есть получения высшего образования, – то ростки будущего тяготения к работе в небольших фирмах проявляются уже на этапе выбора вуза. Потенциальному сотруднику маленькой компании не слишком важно непременно попасть в университет-гигант, ему и в скромном вузе будет уютно, да и вообще он во многом рассчитывает на самообразование.

Чему учиться в вузе

1. Отмечайте в конспектах лекций самые оригинальные мысли. Коллекционируйте и анализируйте все гениальные суждения, которыми поделятся с вами преподаватели и однокурсники. Думайте, отчего одни мысли банальны, а другие – вовсе нет. Натаскивайте себя на поиск оригинального в мире идей, генерируйте их сами – впоследствии это поможет вашей маленькой компании производить новаторский продукт и опережать конкурентов.

2. Интересуйтесь смежными дисциплинами. Выделить один любимый предмет и уделять всё внимание только ему – в вашем случае стратегия неверная! А желание выбрать узкую специализацию оправдается лишь в случае, если соответствующие должности встречаются на небольших предприятиях. Работа в маленькой компании когда-нибудь потребует от вас гибкости и мобильности. Сделайте свои познания более объемными, рассматривая одну и ту же тему с позиций разных наук. Тогда впоследствии трудовые будни напомнят вам студенческие годы – и не окажутся для вас неожиданностью.

3. Изучайте историю. Всё повторяется: в мировой литературе насчитывается не более трех десятков вариантов оригинальных сюжетов, общественные ситуации разыгрываются по одним и тем же сценариям от века к веку и от страны к стране, людей всего мира занимают похожие проблемы – вот в каких условиях пытается существовать неостановимый технический прогресс! Кстати, о чем вам интереснее узнавать: о возведении пирамид – или о неспешном развитии ремесел, о средневековых цехах – или о стройках ХХ века; а может быть, о буржуазных преобразованиях в странах Европы? Ваше пристрастие к той или иной теме даже из школьного курса поможет вам понять, в компании какого размера вы хотели бы работать в наши дни. Да и вообще: какой бы феномен вас ни заинтересовал, обязательно ознакомьтесь с его историей (эти сведения могут относиться к истории той или иной науки, дизайна, промышленности – чего угодно, и университеты порой предлагают их в виде отдельных программных или факультативных курсов). Порой новое – это хорошо забытое и уместно вспомненное старое. А результат интеллектуальной деятельности подобного рода планируется всё тот же – новаторский продукт.

4. Получайте опыт существования в… крупной организации. Действительно, вуз – тоже разновидность самой настоящей крупной организации. Если вы планируете работать только в небольших фирмах и чувствуете, что это ваш стиль, то стоит увидеть в вашем вузе обратный пример. Сколько здесь подразделений – факультетов! «Нашего студента узнаешь всегда», «стиль преподавания здесь особенный» – всё это говорится об университетах как о брендах и выводит разговор за пределы чисто учебных тем в пространство корпоративного духа. Сходите на межвузовское спортивное соревнование, поболейте за своих: кто знает, вдруг на вашей будущей работе не наберется народу даже на футбольную команду?

5. Занимайтесь самообразованием. Многие предприниматели просто-таки настаивают на том, что профиль образования не слишком значим для собственного дела, которое тем не менее требует определенных общих знаний. Будучи не винтиком в корпоративной системе, а заметным игроком в маленькой команде, вы не сможете отсидеться в рамках собственной специализации и будете регулярно общаться с генеральным директором. Необходимо подготовиться: читать литературу о бизнесе, истории успеха компаний, творения лучших гуру менеджмента, изучать кейсы – интересные управленческие задачи, которые уже нашли свои эффективные решения. Хорошо, если вы как раз выбираете экономический факультет, а если нет? Придется искать всю эту информацию самостоятельно.

6. Углубляйтесь в изучаемое, помня о реальности. На самом деле это универсальный совет для любого студента, где бы тот ни планировал работать. Но если сотрудника крупной корпорации, возможно, будет вести и направлять сама окружающая его система, то работник небольшой компании, напротив, персонально внесет свой вклад в формирование такой системы вокруг себя. А значит, нужно сосредоточиться – и воспринимать каждую изучаемую тему не как отвлеченное знание, а как сведения, которые могут каким-то образом пригодиться для работы.

Риски

Минусы работы в небольшой компании делятся на очевидные и не слишком очевидные. Разумеется, огромную зарплату, внушительный соцпакет, оплату учебы и десятилетия работы аж до самой пенсии вам может предложить скорее большая корпорация. Стабильности вам следует искать именно там, а не в уютной маленькой фирме. Не подарит малоизвестная компания и яркую строчку в резюме в начале карьеры, это все понимают. Искателям славы стоит рассчитывать в этом случае лишь на быстрый служебный рост внутри фирмы.

Менее заметно то, что вы, сравнивая себя с «одинаковыми» белыми воротничками из гигантских компаний, однажды начнете чувствовать себя чуть ли не предпринимателем. Но это чувство окажется лишь плохо распознаваемой иллюзией. Правдой же будет то, что вы практически такой же наемный сотрудник, как и они, что огромная ответственность за собственное дело не ваша и что идея бизнеса, в котором вы работаете и в развитии которого принимаете участие, тоже посетила однажды не вас. Если на самом деле вам хотелось бы иметь свой бизнес, не честнее было бы рискнуть? Близко наблюдая бизнес-процессы в компании, вы сумеете понять, сможете ли быть предпринимателем сами, справитесь ли с этим вызовом.

Свобода маневра у вас тоже будет не абсолютна. Да, у вас больше шансов работать по гибкому графику, слыхом не слыхивать о дресс-коде или внедрять новый проект за пару дней, обсудив его прямо с высшим руководством и ничего не согласовывая ни на каких промежуточных звеньях. Но, к примеру, если ваша компания не турфирма, то вы вряд ли испытаете на себе, что такое служебные поездки на дальние расстояния. В зависимости от профиля вашей компании вам, конечно, могут даже поручить создать региональную сеть и для этого поездить по стране, но это окажутся лишь отдельные регионы. А идеи компании будут перетекать исключительно по цепочке создания продукта. Такая форма активности как конференция (теоретически конференцию может проводить не только вуз или научно-исследовательский институт, но и отдельная компания, прямо не связанная с наукой) – уже не для вас. Маленькая фирма конференцию организовать не может. Мастер-класс – может (это даже отдельный человек может), конкурс – да, тренинг – пожалуй, тоже, а вот конференцию уже не созовет. Наконец, вам вряд ли удастся серьезно преобразить реальность: так, вы с коллегами сможете строить коттеджи по индивидуальным проектам, но не повлияете на общий облик городского района. Впрочем, не всё настолько грустно: небольшая частная компания вполне способна получить заказ чуть ли не от министерства на разработку продукта, который планируется выпустить малой серией. Не гонять же ради этого огромный завод!

Если вам хотелось бы гордиться причастностью к созданию редкого и уникального продукта и ощущать «мы» коллектива коллег и единомышленников как что-то обозримое, то, возможно, не стоит прятаться под крылом крупной компании? В конце концов, известные бренды когда-то были совсем маленькими фирмами – разве не интересно стоять у самых истоков большого бизнеса?

Автор: Татьяна Карпеченко

Источник: www.edunews.ru

 



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

+
Политика конфиденциальности

Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных.

Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных" (далее - "Закон") к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».