Что такое детский технопарк и поможет ли он в выборе профессии
Мы решили разобраться в вопросе и рассказать вам, что такое технопарк, зачем туда приходят подростки и чем он отличается от знакомых родителям советских домов пионеров.
С 2015 года в рамках российского нацпроекта "Образование" начала действовать сеть детских технопарков "Кванториум", работу которых организует государственный "Фонд новых форм развития образования". Одна из задач детского технопарка - помощь в профориентации и профессиональных пробах.
Мы решили разобраться в вопросе и рассказать вам, что такое технопарк, зачем туда приходят подростки и чем он отличается от знакомых родителям советских домов пионеров. А еще мы взяли интервью у педагога-организатора Марии Пономаревой, специалиста по профориентации технопарка "Кванториум-33", который находится во Владимире.
Итак, начнем с краткой истории вопроса: как и зачем появились технопарки.
Что такое технопарк
Технопарк - научная и техническая площадка для реализации инновационных технологических проектов, то есть, место, где молодая компания может арендовать офис, и где ей помогут инструментами, техникой, знаниями. "Бизнес-инкубатор" для компаний, у которых есть своя идея, план и команда, и которые готовы производить высокотехнологичный продукт.
Первый технопарк появился в США после Второй Мировой войны. У Стендфордского университета появились проблемы с финансированием и руководство вышло из затруднения, сдав в аренду участок территории для использования в качестве офисного парка. Главным условием было то, что арендовать офисы могут выпускники университета и высокотехнологичные компании. Так появилась "Кремниевая долина". В 70-х гг технопарки распространились в Европе, а в 90-е пришли в Россию.
Первым российским технопарком стал Томский научно-технологический парк при ТУСУРа (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники). Сегодня в стране функционирует больше 100 технопарков (преимущественно при вузах). Хотя реально действующих технопарков, использующих рыночный подход и дающих прибыль компаниям-резидентам, только около 30.
Так, а при чем тут дети?
Что такое детский технопарк
Формат технопарка с современным оборудованием, возможностью совместной работы над проектами и научной поддержкой резидентов перешел в сферу дополнительного образования для детей. По образу взрослых технопарков в России появилось множество образовательных площадок, где занимаются, в первую очередь, подростки.
Обучение и проектная работа в детских технопарках построена по направлениям, самые популярные из которых - это IT, биологические и инженерные специальности. В технопарке дети осваивают hard и soft skills, ведут проектную работу и выступают в конкурсах и научно-технических олимпиадах. Родители могут найти как платные, так и бесплатные технопарки, которые финансируются из бюджета.
Найти подборку московских технопарков можно, например, на странице портала iMoscow "Навигатор по инновационной столице".
Из интервью с педагогом технопарка "Кванториум"
"Кванториум" - это сеть государственных технопарков, занятия в которых бесплатны для ребят. На данный момент действует 89 технопарков в 62 регионах нашей страны. И попасть в такой технопарк можно в порядке "живой очереди". Мы поговорили с педагогом "Кванториума-33" Марией Пономаревой, чтобы подробнее узнать, чем занимаются дети в технопарке.
- Мария, "Кванториум" - это дополнительное образование, как дома творчества или дома пионеров в советские годы. В чем соль детских технопарков?
М.П.: Во-первых, в наших технопарках сосредоточено дорогое современное оборудование - токарные, фрезерные, лазерные станки с ЧПУ, станки для изготовления печатных плат и 3D-принтеры, один из нескольких в РФ промышленный робот "ABB", электронные флюорисцентные микроскопы, центифуги, ПЦР-анализаторы и т.д. И подростки реально работают на этом оборудовании, конечно, под присмотром инженера. Есть защищенный сеткой куб, в котором ребята тестируют дронов. В нем располагаются специальные метки, по которым дрон ориентируется во время полета. Также есть большой полигон для тестирования роботов высокой проходимости.
Во-вторых, в домах творчества ребенок приходил в выбранный кружок, например, лепки или авиамоделирования, и просто последовательно учился - получал то, что сейчас называется hard skills, то есть, получал новый навык ради самого навыка. Отличительной чертой технопарков "Кванториум" стало развитие не только hard skills, но и soft skills – это, в том числе, современные 4К-компетенции: коммуникабельность, критическое мышление, креативность и командная работа. Ребята учатся быть ответственными, самостоятельно искать информацию, выступать на публике, отстаивать свою точку зрения, аргументировать принятое решение.
Развитие навыка - это не самоцель, не учеба ради времяпрепровождения. Итогом должно стать решение проектной задачи, которая пришла из жизненных реалий и в которой кто-то заинтересован. В процессе решения задачи подросток очень быстро учится, осваивает тот материал, который сейчас ему нужен под конкретную задачу. Это так называемая "вытягивающая модель образования", когда ты учишь математику не для того, чтобы сдать контрольную, а чтобы рассчитать, как поедет твой робот. Это так называемое "продуктовое мышление" для развития реальной экономики.
Читайте также: |
- Чему учатся дети в "Кванториуме"?
М.П.: В детском технопарке, в первую очередь, дети осваивают проектную деятельность. Важно понять, что проектная деятельность - это не реферат или доклад. Об особенностях разработки проектов мы рассказываем, когда дети приходят к нам впервые. Например, на предприятии или в отрасли существует какая-то проблема: нужен дрон, который сможет сбрасывать спасательный круг утопающему; на конвейере хлебзавода необходимо иметь устройство, отслеживающее брак в продукции; всегда есть потребность в новых лекарствах или косметических средствах. Мы предлагаем детям научиться видеть и решать эти жизненные задачи с большим количеством неизвестных. Ребята анализируют вопрос, ищут аналоги, генерируют идеи, создают прототип, тестируют, а потом защищают свой проект в рамках нашего технопарка и на внешних площадках.
Есть несколько направлений обучения, у нас они названы квантумами. В каждом технопарке свой набор направлений. У нас это промробоквантум (промышленная и образовательная робототехника), аэроквантум, биоквантум, VR/AR-квантум (дополненная и виртуальная реальность), промдизайн. Внутри каждого квантума дети осваивают разные научные и практические дисциплины. Так, в биоквантуме они изучают молекулярную биологию, микробиологию, генетику, а скоро, вероятно, войдет в программу и направление "агрохимия", потому что в чемпионате компетенций "ЮниорПрофи" появились задания по агрохимии, чему мы очень рады.
Параллельно с занятиями у ребят в расписании есть обязательные "культурные часы" и "гуру-лекции", когда к нам приходят историки, сотрудники музеев, музыканты, представители компаний, сотрудники НИИ. У нас проводят драматические спектакли и концерты. Мы вместе с детьми ходим на экскурсии к тем работодателям, с которыми сотрудничаем.
- А как дети выбирают свои квантумы? Это уже профориентация.
М.П.: Обучение в "Кванториуме" начинается с профориентации - сначала родители проходят тесты и выявляют интересы детей. Если ребенку не нравится выбранный квантум, он может перейти в другой. Есть дети, кому удалось достаточно рано попасть в "Кванториум", и они успевают из года в год проходить разные квантумы. И за период обучения они пробуют разные профессиональные направление - у них формируется свое мнение, и потом они обоснованно выбирают будущую профессию.
Ребята работают над задачами, которые ставит работодатель, с чем им придется столкнуться на настоящей работе. Мы сотрудничаем с несколькими фабриками и заводами во Владимирской области, дети решали задачи от МЧС, от такой организации, как Лиза Алерт, Владимирского хлебозавода, организации, производящей медицинские марлевые повязки. И с еще большим количеством задач в разных отраслях они сталкиваются на конкурсах.
- В каком возрасте к вам записываются ребята?
М.П.: Обычно к нам приходят ребята в 12 лет. Это сознательные подростки, которые хотят больше узнать о современных научных направлениях. Запись устроена таким образом: родители подают заявки на обучение детей в общеобразовательных группах. Когда ребенок впервые попадает к нам, он сначала проходит общеобразовательный курс, обучается в течение 3 месяцев. В 2019 году через общеобразовательные группы технопарка прошло 1100 детей, очередь все еще сохраняется, свободных мест постоянно не хватает.
Если ребенок показал значительные результаты, заинтересованность, а главное, что мы больше всего ценим, способность к самостоятельной исследовательской и аналитической работе, тогда ему предлагают продолжить занятия и работать в проектных группах.
- А почему так ценится именно самостоятельность?
М.П.: Мы предупреждаем и ребят и родителей, что наши педагоги - это наставники, а не репетиторы. Они не будут за ручку вести ученика и "разжевывать" ему информацию будут, может быть, только на самых первых занятиях. Для большинства вопросов есть google и объясняющие ролики на youtube. Наставники дают азы, учат искать, критически оценивать и применять полученную информацию. Они организуют команду и помогают идти по этапам проекта, дают направление поиска по вопросам, на которые команда не смогла самостоятельно найти ответ. И тем, у кого достаточно мотивации и самостоятельности, чтобы "копаться" в проблеме и искать неординарные решения, наставники помогают дойти до победного конца.
Мнение кандидата психологических наук, профконсультанта Кирилла Кузнецова
Современные технопарки - это новое прочтение профессиональных проб, которые были, напомню, и в советские годы. В УПК (учебно-производственном комплексе) школьники имели возможность получить профессию, еще доучиваясь в школе. Набор профессий был невелик, тем не менее, это уже было элементом системы профессиональных проб.
Сегодняшние технопарки и подобные проекты дополнительного образования шагнули далеко вперед: дети работают над проектами в разных отраслях, которые предлагают сами работодатели. Они не только пробуют профессию и учатся, но и могут предложить какое-то творческое решение вопроса, ответ на который компания-работодатель самостоятельно не находит. Мне хочется пожелать таким проектам, как технопарк, процветания. Думаю, что будущее проектной работы за "распределенными" командами. Например, когда наставник находится в одном регионе, а проектная команда, которая с ним работает, в другом.
Примечание автора
Сейчас для такого удаленного взаимодействия в стране работает несколько "мобильных кванториумов". "Мобильный канториум" - это большой автомобиль, фургон, внутри которого оборудована мастерская ("Hi-Tech Цех") со станками и инструментами для технической работы. Команда наставников "Мобильного кванториума" в течение года выезжает в сельские, иногда очень удаленные школы, где они обучают как школьников, так и учителей. В течение двух недель они проводят уроки технологии для учащихся 5-11 классов и дополнительные занятия после уроков, начинают с детьми разработку проектных задач. После двухнедельной работы дети продолжают исследовать, работать над проектами, а наши педагоги их консультируют онлайн. Таким образом, технопарки могут охватить больше детей, особенно тех, кто не может регулярно приезжать в город и посещать технопарк.
Вместо выводов
Один из трех слонов, на котором стоит профориентация и верный выбор профессии, - это профессиональные пробы. Прежде, чем выбрать профессию, очень важно "повариться" в тех задачах, которые ежедневно решает специалист этой профессии. Детские технопарки - это одна из немногих возможностей для подростка попробовать профессии технического или естественно-научного профиля и даже сделать в этих профессиях значительные шаги.
По нашим наблюдениям, дополнительное образование очень существенно помогает в профориентации: школьники, которые активно посещают кружки, секции и разные форматы дополнительного образования, гораздо легче потом определяются с профессией, вузом и колледжем.
Удачи в профориентации!
Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР "Гуманитарные технологии"
Если вы хотите получать свежие статьи о выборе профессии, подпишитесь на нашу рассылку.
Подпишись
на дайджест новостей
Приятного чтения и спасибо за то, что поддерживаете нас!
Москва, Кутузовский проспект, 36,
стр. 3, подъезд 5, 2 этаж, офис 315
ст. МЦК Кутузовская
ст. м. Кутузовская
ст. м. Парк Победы
Выходные и праздники: с 09:00 до 19:00
С Третьего Транспортного Кольца