Что так и что не так с профориентацией подростков - два мнения
Online-заявка
+
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность

ico

Что так и что не так с профориентацией подростков - два мнения

15.06.2020
Читать: 3 мин.

Недавно на известном интернет-ресурсе Mel.fm появилась статья - блогер и психолог Юлия Пунинская высказала свое мнение по поводу современной профориентации в целом и тестах на выбор профессии в частности. Это мнение нас заинтересовало и мы тоже решили высказаться.


Приводим текст статьи полностью с комментариями Кирилла Кузнецова



Юлия Пунинская
Психолог. Помогает выстраивать коммуникацию между родителями и детьми для гармоничной жизни. Работает с подростками.


Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации ЦТР "Гуманитарные технологии". Кандидат психологических наук, диссертация на тему профессиональных перспектив у школьников.

Кажется, что сегодня, в век интернета, профориентации и ЕГЭ, выпускникам гораздо проще ответить на вопрос "Кем ты хочешь стать?". Но разнообразие и выбор - это не всегда просто. Блогер, психолог Юлия Пунинская, объясняет, почему для детей выбор вуза и профессии становится проблемой.

В ленте социальной сети мне встретились советы по вопросам профориентации подростков: определите, что у ребёнка получается лучше всего, предоставьте ему максимум информации по видам профессий и он сам выберет.

Ну а что такого? Проблема же именно в нехватке информации. Если ребёнок в возрасте 14-17 лет про всё узнает, то точно сделает осознанный выбор и доведёт его до сведения родителей. Действительно, есть такие люди, которые приходят в этот мир с явными задачами: стать музыкантом, врачом, космонавтом. Вся жизнь их с младых ногтей подчинена этому. Но таких детей мало.


Но проблема выбора профессии в том, что у большинства подростков нет явно выраженных задач. Их успеваемость достаточно хороша по разным направлениям, а нехватки информации не наблюдается ни в одной из сфер жизни человека как в интернете, так и поступающей от членов семьи, друзей, учителей.

К.К: Даже если ребенок про все знает, то нет никаких оснований предполагать, что он сделает именно осознанный выбор. И, на мой взгляд, весьма спорно предположение, что кто-то приходит в этот мир (рождается) с "явной задачей" - вряд ли природа знает про профессию SMM-менеджера. Но у человека может быть природная предрасположенность к способностям, которые могут быть полезны в той или иной профессии. Более того, есть еще интересы и ценности, которые формируются в процессе развития. Помочь распознать свои особенности, а затем помочь выстроить на этой основе карьерную траекторию - в этом одна из задач специалистов-профориентологов.
Большинство подростков демонстрируют, скорее, отказ и от выбора профессионального пути, и от участия в профориентационных мероприятиях, и от потребления информации. Как правило, обычно их успеваемость в школе как раз не слишком хороша. Одним из самых важных сегодня направлений в профориентации является активизация профессионального самоопределения: это игры, упражнения, задания, помогающие (провоцирующие) подростку поставить перед собой цель, а затем продумывать план ее достижения.
Информации много, но структурирована она не всегда удобно, и чаще путает. Умение с информацией работать - отдельная компетенция, которую школьник должен освоить.




Ну есть же еще и тесты по профориентации! Они-то точно подскажут, куда идти учиться и чему! Вы лично когда-нибудь проходили эти тесты не в программе, а для реального выбора профессии? Я прошла. Результат - 17 подходящих профессий из различных областей жизни. Как из этого сделать выбор? И это для взрослого человека, который уже примерно понимает, как функционируют некоторые из профессиональных сфер.

К.К: Смотря какой тест проходить и с какими целями. И тесты это не инструкция к построению карьеры, это средство для самоопределения. Если вы проходите более-менее серьезный профориентационный тест, то за этим должна последовать консультация, где консультант, зная устройство теста, сможет объяснить полученный результат. Если такой возможности нет, то обсудить результаты стоит с родственниками или близкими. Еще важно понять, что за тест перед вами. Предположим, он соответствует всем психометрическим требованиям (валидность, надежность и т.д.), хотя чаще встречается обратная ситуация. Большинство профориентационных тестов устроены так: рассматривается какой-нибудь компонент, который важен для профориентации (мотивы, интересы, способности, личностные черты), затем делается предположение, где ваши особенности (если тест нормирован, то в результате вы увидите свои индивидуальные отличия) могут быть наиболее востребованы. В свободном доступе, как правило, нет комплексных тестов. То есть, рассматривается что-то одно, скажем интересы, но при выдаче результатов не учитываются способности и, разумеется, один и тот же интерес может быть реализован в разных областях. Поэтому очень важно знать конструкцию теста для верного его использования.
Тесты могут быть очень полезны в комплексной профориентационной работе, это существенное подспорье для консультанта или специалиста по профориентации в учреждении. Но могут быть даже вредны, когда используются необдуманно, без обсуждения его результатов и в отрыве от других профориентационных активностей.



Читайте также:
О психодиагностике простыми словами >>
Как найти призвание >>

Подростки, которые приходят на консультации, завалены информацией и огромной ответственностью. Одна девушка со слезами рассказывала, что два года она думает, где ей учиться и на кого. Два года эта тема погружает её в жесточайшую тревогу. Она пошла учиться в одиннадцатый класс только, чтобы подольше "считаться ребёнком и не брать на себя такую ответственность".

К.К: На мой взгляд, если ребенок такую ответственность почувствовал, то это уже огромный шаг. Следующий шаг - научиться получать удовольствие от управления своей карьерой, ведь можно сделать столько всего интересного.




Информации по профессиональному выбору столько, что "мозга не хватит её понять". "Очень боюсь, что выберу что-то не то, поэтому лучше вообще не выбирать"

Среди возможных решений проблемы она называла: "Пойду с Машей учиться", "Пойду туда, куда папа скажет", "У нас в семье много бухгалтеров!", "Года два не работать и не учиться", "Может, съезжу за границу, мир посмотрю". Таких сценариев в её голове роилось нещадное количество, они усиливали тревогу, но ситуация с выбором профессии не решалась.

К.К: Ситуация в примере - отказ от выбора. В плохом сценарии такая отсрочка может быть бесконечной.

На мой взгляд, при выборе профессии самое важное помнить, что любое решение в любое время можно изменить, если на то будут серьёзные причины. Безусловно, не хочется терять время и деньги, но иногда в жизни приходится проходить через потери.

К.К: К сожалению, нет, не любое решение можно изменить, особенно если решение привело к гибели человека (людей). Для профориентации это тоже актуально, есть масса профессий, связанный с повышенным риском и для себя и для окружающих (управление пассажирским транспортом, военная служба, полиция, медицина и т.д. ). И ко времени не стоит относиться легкомысленно. Если вы потратили время на что-то одно, вы уже никогда не потратите это время на что-то другое. Но и на процесс выбора тоже тратится время, а оно не бесконечно, многое уже можно делать прямо сейчас, не откладывая.


А ещё можно сделать дневник самонаблюдения. Попробуйте проследить за своими эмоциями и желаниями хотя бы в течение недели. После чего, собственно, и можно переходить к принятия решения.

К.К: Дневник самонаблюдения - это один из инструментов и, к сожалению, подходит не всем. Для интровертов это может быть хорошее решение на определенном этапе выбора, но экстравертам нужно что-то иное. Подход должен быть индивидуальным.

Часто даже взрослому человеку очень сложно сделать выбор. В подростковом возрасте информации, умений выстраивать и проверять гипотезы ещё меньше. Ситуация с выбором осложняется перестройкой организма, гормональными изменениями, выстраиванием отношений со своей группой, изменением отношений с родителями и пр. Помните, что главное, что сейчас требуется подросткам, - это поддержка близких.


Стоит отметить, что какого бы мнения о профориентации ни придерживались сами подростки, им все же придется выбирать - свою будущую профессию, а также вуз или колледж, предметы ЕГЭ.
Со своей стороны мы готовы помочь сделать правильные шаги в этом направлении. Искренне желаем успехов и самореализации на профессиональном поприще!


Если вы хотите получать наши свежие статьи о выборе профессии, подпишитесь на нашу рассылку.



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

Данный e-mail уже есть в базе рассылки!

Гарантируем Конфиденциальность