Чем отличается профконсультант от моей бабушки
Записаться

Чем отличается профконсультант от моей бабушки

Читать: 3 мин.

В этой статье мы будем говорить о профессии профконсультанта. Мы попытаемся объяснить, почему не каждый человек и даже не каждый психолог может помочь в области профессионального самоопределения. И, конечно, объясним, какие навыки и знания должны быть у настоящего профконсультанта.

Про старшие классы и самоопределение

Самый острый период для человека, когда все требуют от него определиться с выбором, - это старшие классы школы. В 8-11 классе ребята получают целый вал советов, как построить свою жизнь, "чтобы не стать дворником или не оказаться в тюрьме". Чаще советы дают родители, близкие родственники, преподаватели по всем предметам, но иногда и "знающие" сверстники.

И если нет возможности поговорить с психологом или профконсультантом-профессионалом, и школьник предоставлен сам себе, то может оказаться так, что требование окружения принять верное решение превосходит возрастные возможности его разумения и опыта. В результате вероятность неудачных выборов повышается.
Поэтому, конечно, всем рекомендуем, чтобы в 14-17 лет рядом со школьником оказался знающий профконсультант, который поможет критически осмыслить всю информацию вокруг и принять взвешенное решение.




Кто такой профконсультант и чем он занимается

Профконсультант - квалифицированный помощник в принятии жизненно важных решений, навигации в карьере и мире профессий.
Это специалист, который помогает людям найти дело жизни: подросткам определиться с профессиональным треком и образованием, студентам - найти применение полученному образованию и получить первый профессиональный опыт, а взрослым - построить карьеру или, если необходимо, сменить деятельность.

Чем занимается специалист по профориентации
Индивидуальное консультирование подростков и взрослых, профориентация на основе тестов и различных методик
Групповые занятия (тренинги) с людьми, желающими выбрать себе профессию
Разработка и стандартизация диагностических методик и комплексов тестирования
Анализ текущего состояния рынка труда
Анализ рынка образования
Проведение обучающих семинаров для родителей, психологов и педагогов




Что должен знать специалист по профориентации (по Е.А. Климову)

Отличие профконсультанта-профессионала от профконсультанта-любителя объяснял Е.А. Климов. Он вывел следующие компетенции для специалиста, который связал свою карьеру с руководством профессиональным самоопределением подрастающего человека.

Профконсультант должен разбираться в следующих направлениях:

    1. Возрастная психология. Нужно понимать, что психические процессы у взрослого человека и подростка протекаю по-разному. Ребенок — это не просто маленький (неопытный) взрослый, а специальный возрастной этап со своими достижениями, особенностями. В детстве и отрочестве происходит очень активный процесс исследования себя. И профконсультант призван помочь подростку в этом поиске: помочь осознать особенности и склонности и предложить варианты их развития, в том числе профессионального.
    2. Дифференциальная психология. Иначе говоря, наука о психологических различиях людей. С одной стороны, люди друг на друга довольно похожи, мы испытываем чувства, у нас есть эмоции (патологические нарушения здесь мы не затрагиваем).С другой стороны, мы отличаемся, например, по характеру, темпераменту, способностям. Этот раздел науки посвящен систематизации и методике выявления психологических различий у людей. Когда вы проходите профориентационный тест, это всегда отсылка именно к этому разделу.
    3. Психологическое профессиоведение. Для того, чтобы квалифицированно помочь обучающимся с выбором карьерного пути, необходимо иметь представление о типах карьеры, о развитии профессионала, о содержании и уровнях профессионального образования, содержании массовых профессий, их перспектив, знать ситуацию на рынке труда.
    4. Методика индивидуальной и групповой работы по активизации профессионального самоопределения. Начиная профориентационную работу, следует быть не только подкованным в теории, но и уметь создать нужный эффект у подростка, с которым работаешь. Даже если ты что-то хорошо знаешь, далеко не факт, что ты это сможешь объяснить слушателю, и заинтересовать его этим. По итогам развития ребенка в школе результатом системы профориентации должна быть готовность к выбору профессии: школьник должен "захотеть" реализовать себя в какой-то профессии, увидеть ближайшие несколько шагов, которые он сделает после школы. С этим справится хороший профконсультант.





Читайте также:
8 частых ошибок при выборе профессии, или Как не нужно выбирать специальность
Профориентация в школе
Какую профессию выбрать

Зачем идти к профконсультанту

- Действительно ли нужно идти к профконсультанту, чтобы определиться с профессией? Может, подростку могут помочь, например, его друзья? Они же его отлично знают.

Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентационного консультирования ЦТР "Гуманитарные технологии", кандидат психологических наук

Как антипример могу привести ситуацию, когда практически каждый второй считает себя специалистом в очень сложных дисциплинах. Возьмем медицину. Вам приходилось слышать рекомендации по лечению от вроде бы далеких от врачебных дел людей? Если у вас болит спина, то кто-то посоветует чудесную мазь, другой - проверенные таблетки, третий - массаж, а четвертый скажет, что все болезни лечит баня. Не меньше "экспертов" найдется в области менеджмента, психологии и близкой нам профориентации. Почему это так? Помогает объяснить ситуацию так называемый эффект Даннинга-Крюгера.

Эффект Даннинга-Крюгера. В 1999 два американских социальных психолога провели серию экспериментов, которые показали наличие у людей метакогнитивного искажения. Люди, имеющие низкий уровень квалификации в какой-либо области, делают ошибочные выводы в данной области, принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.

Таким образом, фраза Чарльза Дарвина "Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием" вполне подтверждается научно. И поэтому людям просто судить о вопросах, в которых они разбираются поверхностно.
Советчиков может быть много, но насколько квалифицированные советы они дают? Относятся ли их рекомендации к конкретной ситуации? И не станут ли они сами жертвами своих советов?



Конечно очень важно, что скажут и родные и близкие подростка (Климов писал, что когда трехлетний ребенок повторяет в игре профессию своего родителя, это важнее многого другого), но важно понимать родственникам и уж тем более родителям, что очень сложно оценить объективно своего ребенка. Кроме того, родитель, скорее всего, сможет рассказать только о тех профессиональных сферах, где он сам вращается, а нужно дать явно бОльшую палитру.

Одна из задач профконсультанта – помочь ребенку учесть мнения родных, учителей, друзей и т.д., учесть свои успехи, стремления, интересы, способности. Составить мысленную схему из всех этих данных, на которую можно опираться при принятии решения. Следующий шаг – наметить конкретные действия реализации учебно-профессиональной траектории.

Профконсультант должен знать и ситуацию на рынке труда, и правила поступления в вузы и колледжи. Владеть специальными инструментами и методиками.

Как проходит профориентация в нашем Центре. Человек проходит специально разработанный тест, затем – консультация. По итогам профориентации имеет на руках результаты тестирования (оценку своих способностей, интересов, возможностей), примеры подходящих ему профессий и план действий: какие ЕГЭ сдавать, в какие вузы или колледжи поступать, на какие направления.

Какие качества мы ценим в профконсультантах

Кирилл Кузнецов
Во-первых, конечно, у него должно быть законченное высшее психологическое образование. У нас работают психологи из МГУ им. М.В. Ломоносова, МГППУ и МПГУ. Во-вторых, для соискателя важно иметь навык психологического консультирования, а еще лучше, если он уже работал с подростками и родителями. Для профконсультанта важно, чтобы он имел понимание возрастной и дифференциальной психологии.

Из универсальных компетенций мы ценим аналитический склад ума, клиентоориентированность и доброжелательность, чтобы семьям, которые приходят на профориентацию, было комфортно в обществе нашего специалиста.

Нужно ориентироваться на рынке труда и понимать специфику профессионального образования.
И после того, как мы принимаем консультанта на работу, он проходит 6-месячное обучение с супервайзером, а в дальнейшем ежегодно проходит аттестацию.


Читайте истории наших:

Вместо выводов

Итак, рекомендации не всех одинаково полезны, а значит, не каждый совет о будущем подростка будет одинаково ценен. Профессиональный консультант опирается на профориентологию. А профориентология – это, в первую очередь наука, отрасль психологии, которая развивается уже около 100 лет.

Если вы хотите получить преимущества профориентации на основе науки, то приходите к нам в Центр. Наши методики научно обоснованы, проверены временем и миллионами подростков, которые уже выросли, нашли свое дело и стали успешными взрослыми.

Если же вы начинающий профконсультант, то приходите к нам на бесплатное повышение квалификации, мы делимся опытом на семинарах. И подписывайтесь на рассылку, указав, что вы "психолог/педагог", тогда вам будут приходить наши статьи и анонсы мероприятий для психологов.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР "Гуманитарные технологии"

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Контакты
Администратор
Адрес

Москва, Кутузовский проспект, 36,
стр. 3, подъезд 5, 2 этаж, офис 315

ст. МЦК Кутузовская
ст. м. Кутузовская
ст. м. Парк Победы

Время работы
Будние дни: с 09:00 до 20:00
Выходные и праздники: с 09:00 до 19:00
Как проехать
По Кутузовскому проспекту из центра
С Третьего Транспортного Кольца