Чем отличается профконсультант от моей бабушки
В этой статье мы будем говорить о профессии профконсультанта. Мы попытаемся объяснить, почему не каждый человек и даже не каждый психолог может помочь в области профессионального самоопределения. И, конечно, объясним, какие навыки и знания должны быть у настоящего профконсультанта.
В этой статье мы будем говорить о профессии профконсультанта. Мы попытаемся объяснить, почему не каждый человек и даже не каждый психолог может помочь в области профессионального самоопределения. И, конечно, объясним, какие навыки и знания должны быть у настоящего профконсультанта.
Про старшие классы и самоопределение
Самый острый период для человека, когда все требуют от него определиться с выбором, - это старшие классы школы. В 8-11 классе ребята получают целый вал советов, как построить свою жизнь, "чтобы не стать дворником или не оказаться в тюрьме". Чаще советы дают родители, близкие родственники, преподаватели по всем предметам, но иногда и "знающие" сверстники.
И если нет возможности поговорить с психологом или профконсультантом-профессионалом, и школьник предоставлен сам себе, то может оказаться так, что требование окружения принять верное решение превосходит возрастные возможности его разумения и опыта. В результате вероятность неудачных выборов повышается.
Поэтому, конечно, всем рекомендуем, чтобы в 14-17 лет рядом со школьником оказался знающий профконсультант, который поможет критически осмыслить всю информацию вокруг и принять взвешенное решение.
Кто такой профконсультант и чем он занимается
Это специалист, который помогает людям найти дело жизни: подросткам определиться с профессиональным треком и образованием, студентам - найти применение полученному образованию и получить первый профессиональный опыт, а взрослым - построить карьеру или, если необходимо, сменить деятельность.
Чем занимается специалист по профориентации
✔ Индивидуальное консультирование подростков и взрослых, профориентация на основе тестов и различных методик
✔ Групповые занятия (тренинги) с людьми, желающими выбрать себе профессию
✔ Разработка и стандартизация диагностических методик и комплексов тестирования
✔ Анализ текущего состояния рынка труда
✔ Анализ рынка образования
✔ Проведение обучающих семинаров для родителей, психологов и педагогов
Что должен знать специалист по профориентации (по Е.А. Климову)
Отличие профконсультанта-профессионала от профконсультанта-любителя объяснял Е.А. Климов. Он вывел следующие компетенции для специалиста, который связал свою карьеру с руководством профессиональным самоопределением подрастающего человека.
Профконсультант должен разбираться в следующих направлениях:
1. Возрастная психология. Нужно понимать, что психические процессы у взрослого человека и подростка протекаю по-разному. Ребенок — это не просто маленький (неопытный) взрослый, а специальный возрастной этап со своими достижениями, особенностями. В детстве и отрочестве происходит очень активный процесс исследования себя. И профконсультант призван помочь подростку в этом поиске: помочь осознать особенности и склонности и предложить варианты их развития, в том числе профессионального.
2. Дифференциальная психология. Иначе говоря, наука о психологических различиях людей. С одной стороны, люди друг на друга довольно похожи, мы испытываем чувства, у нас есть эмоции (патологические нарушения здесь мы не затрагиваем).С другой стороны, мы отличаемся, например, по характеру, темпераменту, способностям. Этот раздел науки посвящен систематизации и методике выявления психологических различий у людей. Когда вы проходите профориентационный тест, это всегда отсылка именно к этому разделу.
3. Психологическое профессиоведение. Для того, чтобы квалифицированно помочь обучающимся с выбором карьерного пути, необходимо иметь представление о типах карьеры, о развитии профессионала, о содержании и уровнях профессионального образования, содержании массовых профессий, их перспектив, знать ситуацию на рынке труда.
4. Методика индивидуальной и групповой работы по активизации профессионального самоопределения. Начиная профориентационную работу, следует быть не только подкованным в теории, но и уметь создать нужный эффект у подростка, с которым работаешь. Даже если ты что-то хорошо знаешь, далеко не факт, что ты это сможешь объяснить слушателю, и заинтересовать его этим. По итогам развития ребенка в школе результатом системы профориентации должна быть готовность к выбору профессии: школьник должен "захотеть" реализовать себя в какой-то профессии, увидеть ближайшие несколько шагов, которые он сделает после школы. С этим справится хороший профконсультант.
Читайте также: |
Зачем идти к профконсультанту
- Действительно ли нужно идти к профконсультанту, чтобы определиться с профессией? Может, подростку могут помочь, например, его друзья? Они же его отлично знают.
Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентационного консультирования ЦТР "Гуманитарные технологии", кандидат психологических наук |
Таким образом, фраза Чарльза Дарвина "Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием" вполне подтверждается научно. И поэтому людям просто судить о вопросах, в которых они разбираются поверхностно.
Советчиков может быть много, но насколько квалифицированные советы они дают? Относятся ли их рекомендации к конкретной ситуации? И не станут ли они сами жертвами своих советов?
Конечно очень важно, что скажут и родные и близкие подростка (Климов писал, что когда трехлетний ребенок повторяет в игре профессию своего родителя, это важнее многого другого), но важно понимать родственникам и уж тем более родителям, что очень сложно оценить объективно своего ребенка. Кроме того, родитель, скорее всего, сможет рассказать только о тех профессиональных сферах, где он сам вращается, а нужно дать явно бОльшую палитру.
Одна из задач профконсультанта – помочь ребенку учесть мнения родных, учителей, друзей и т.д., учесть свои успехи, стремления, интересы, способности. Составить мысленную схему из всех этих данных, на которую можно опираться при принятии решения. Следующий шаг – наметить конкретные действия реализации учебно-профессиональной траектории.
Профконсультант должен знать и ситуацию на рынке труда, и правила поступления в вузы и колледжи. Владеть специальными инструментами и методиками.
Как проходит профориентация в нашем Центре. Человек проходит специально разработанный тест, затем – консультация. По итогам профориентации имеет на руках результаты тестирования (оценку своих способностей, интересов, возможностей), примеры подходящих ему профессий и план действий: какие ЕГЭ сдавать, в какие вузы или колледжи поступать, на какие направления.
Какие качества мы ценим в профконсультантах
Кирилл Кузнецов |
Читайте истории наших: |
Вместо выводов
Итак, рекомендации не всех одинаково полезны, а значит, не каждый совет о будущем подростка будет одинаково ценен. Профессиональный консультант опирается на профориентологию. А профориентология – это, в первую очередь наука, отрасль психологии, которая развивается уже около 100 лет.
Если вы хотите получить преимущества профориентации на основе науки, то приходите к нам в Центр. Наши методики научно обоснованы, проверены временем и миллионами подростков, которые уже выросли, нашли свое дело и стали успешными взрослыми.
Если же вы начинающий профконсультант, то приходите к нам на бесплатное повышение квалификации, мы делимся опытом на семинарах. И подписывайтесь на рассылку, указав, что вы "психолог/педагог", тогда вам будут приходить наши статьи и анонсы мероприятий для психологов.
Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР "Гуманитарные технологии"
Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Подпишись
на дайджест новостей
Приятного чтения и спасибо за то, что поддерживаете нас!
Москва, Кутузовский проспект, 36,
стр. 3, подъезд 5, 2 этаж, офис 315
ст. МЦК Кутузовская
ст. м. Кутузовская
ст. м. Парк Победы
Выходные и праздники: с 09:00 до 19:00
С Третьего Транспортного Кольца