6 правил подготовки к сдаче экзамена
Записаться

6 правил подготовки к сдаче экзамена

Подготовка к Единому Государственному Экзамену – это очень серьёзный психологический стресс. Лёгкий стресс полезен: он даёт мотивацию, даёт силы действовать. Но сильный стресс оказывает разрушительное влияние.

Психологическое напряжение во время подготовки к экзамену – совершенно нормальное явление. Каждый из нас сталкивается с ситуацией, когда его знания подвергаются серьёзной проверке – это не только экзамены, но также собеседования, аттестационные комиссии и прочее. Не надо бояться этого стресса – с ним можно справиться. Мы дадим 6 простых рекомендаций, которые помогут вам получить максимум от подготовки к экзамену.

1. ЕГЭ – это не цель жизни.

Да, учителя, родители и многие другие наверняка не устают говорить, насколько важно сдать ЕГЭ на максимальный балл. Нет, мы не хотим сказать, что вы должны совершенно расслабиться и забыть о подготовке.

ЕГЭ – важное испытание. Но он не определит всю вашу дальнейшую жизнь. Многие успешные люди имеют непрофильное образование или учились в вузах с низким рейтингом, или вовсе не имеют высшего образования. Профильное образование в престижном вузе даст вам серьёзные преимущества, но оно не определит всю вашу будущую жизнь. Помните: ЕГЭ – это лишь один из этапов, одно из испытаний. Жизнь в любом случае предоставит ещё массу шансов преуспеть. Если уж на то пошло, куда более надёжным фактором для успеха служит реальное увлечение, любимое дело. В психологии есть закон Йеркса-Додсона. Он говорит о влиянии мотивации на успешность действия. Йеркс и Додсон в результате своих исследований пришли к выводу: мотивации бывает слишком много. Действие становится менее успешным, если мотивации было слишком мало – или слишком много. Существует некий оптимум мотивации, средний уровень, когда мы пониманием, что предстоящее нам дело важно, но в случае неудачи жизнь не закончится.
Старайтесь помнить об этом. Ваша жизнь не кончится, если вы получите по математике менее 95 баллов. Помните о важности ЕГЭ, но помните и о том, что само по себе образование в менее престижном вузе не помешает добиться успеха.

2. В здоровом теле – здоровый дух.

Нет, мы не собираемся призывать вас оставить всю подготовку к экзамену и записываться в качалку. Но есть банальные физиологические причины, снижающие наши способности к обучению: чрезмерное утомление, неправильное питание, нарушения сна.
Тренируя свой разум для сдачи экзамена, не забывайте и о бренной телесной оболочке. Без неё у вас ничего не получится. Спите столько, сколько вам нужно (в среднем люди спят по 8 часов в день, но вам может быть достаточно 7 или, напротив, может требоваться не менее 9 или даже 10). Питайтесь разнообразно и сбалансировано. Будет чудесно, если вы сможете также делать физические упражнения. Гуляйте на свежем воздухе.
Все эти простые вещи становятся очень важными, когда речь заходит о действительно серьёзной или напряжённой подготовке. Болезненное, ослабленное, уставшее тело очень существенно ослабляет мозг и уменьшает наши возможности к обучению.

3. И делу время, и потехе час.

Да-да, именно так звучала раньше известная пословица, и в этих словах содержится немало мудрости. Подготовка «на износ», работа без малейшего проблеска в виде развлечений и отдыха – самый верный путь к нервному срыву.
Позволяйте себе отдохнуть, расслабиться. Позволяйте себе делать то, что просто приносит вам удовольствие и никак не связано с учёбой. Это может быть просмотр фильмов, или чтение художественной литературы, или игра на компьютере (но не забывайте о признаках зависимости, или прогулки с друзьями.
Однако помните: необходимость в отдыхе не должна становиться на пути необходимости готовиться к экзамену. Старайтесь уделять занятиям не менее 8 часов в день. А остальное время посвящайте себе и своему отдыху.
Будет лучше, если вы сможете вставлять развлекательные паузы в определённые промежутки между занятиями – например, гулять по 30 минут через каждые полтора-два часа подготовки, или смотреть по 20 минут фильма через каждый час.

4. «Умное» повторение.

Механическое повторение материала далеко не всегда помогает запоминанию. Подходить к зубрёжке, особенно когда объём материала такой большой, надо с умом. Мы хотим предложить вам воспользоваться правилами запоминания, составленными Корсаковым. Метод повторения И.А. Корсакова:

  • Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, формулы, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
  • Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:
    • 1-й день — 2 повторения;
    • 2-й день — 1 повторение;
    • 3-й день — без повторений;
    • 4-й день — 1 повторение;
    • 5-й день — без повторений;
    • 6-й день — без повторений;
    • 7-й день — 1 повторение.
  • Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.

5. Мнемотехники – ключ к успеху.

Но даже «умные» повторения – не единственный способ подстегнуть свою память. Существуют специальные психологические техники, помогающие запоминанию – мнемотехники. Вот некоторые из них.

Метод ключевых слов.
Ключевое слово – это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их; если потом вспомнить их, то легко всплывёт и вся фраза. Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой.
Для этого текст нужно разбить на смысловые разделы. В каждом из них надо выделить основные мысли; затем к каждой из мыслей привязать минимально необходимое количество ключевых слов.
Таким образом, у вас в голове формируется некоторый скелет текста, содержание и форму которого легко можно восстановить, вспоминая ключевые слова.

Зрительный метод.
Здесь вам предстоит задействовать воображение. Когда вы заучиваете какой-либо материал или факт, попробуйте представить его зрительно. Закройте глаза, расслабьтесь; подумайте о том, что хотите заучить. Представьте себе этот материал. Представьте, как вы мысленно вращаете его в пространстве, оглядываете его с разных сторон. Попробуйте раскрасить его в разные цвета. Попробуйте представить себе эти числа или слова, например, написанными на стене или выложенными в виде фрески.

Метод ассоциаций.
Этот метод чем-то похож на зрительный.
Ассоциации – это случайные идеи, образы или ощущения, которые связываются с теми или иными объектами или мыслями. Ассоциации, повторимся, у каждого из нас индивидуальны. Нередко их формирование не поддаётся логическому осмыслению: к примеру, князь Андрей из «Войны и мира» вполне может ассоциироваться с синей уткой в галстуке. Но могут они быть и вполне логичными: например, оппозиции «тень-свет», или сходства «исход-отправка».
Если тот или иной материал совсем не даются вам, попробуйте расслабиться и понять, какие ассоциации у вас вызывают те или иные слова или идеи. Попробуйте «оживить» эти ассоциации – например, мысленно расположить их в определённом порядке. Попробуйте сделать с ними то же, что и с информацией в зрительном методе.

Если вы всё равно чувствуете, что запоминание материала даётся вам с большим трудом, мы рекомендуем посетить наш тренинг «Активация памяти».

6. Никаких неприятных сюрпризов.

Отдельный источник стресса – непосредственно сдача экзамена. Обыск при входе, жёсткий контроль, сильные ограничения по времени… Всё это может выбить из колеи даже отличника.
Мы настоятельно рекомендуем внимательно изучить правила и процедуру сдачи экзамена. Уделите время и правилам заполнения бланков: очень часто после сдачи экзамена школьники жалуются, что совершили какие-либо ошибки исключительно из-за неверно заполненных бланков. Хорошо поможет и сдача пробных экзаменов.
Чем меньше неприятных неожиданностей вас ожидает, тем проще пройдёт процедура сдачи.

Если вы чувствуете, что этих простых рекомендаций недостаточно, мы можем предложить пройти тренинг «Сдача экзамена», где эти и многие другие правила вы сможете отработать на практике.

Мы, коллектив ЦТР «Гуманитарные технологии», хотим пожелать вам удачи в сдаче экзаменов и успеха в поступлении!

Тем из вас, кто ещё не определился с направлениями будущей профессиональной деятельности, мы предлагаем пройти наш тест на профессию.

Автор: Фёдор Владимирович Булатов, психолог, профконсультант Центра «Гуманитарные технологии»

Контакты
Администратор
Адрес

Москва, Кутузовский проспект, 36,
стр. 3, подъезд 5, 2 этаж, офис 315

ст. МЦК Кутузовская
ст. м. Кутузовская
ст. м. Парк Победы

Время работы
Будние дни: с 09:00 до 20:00
Выходные и праздники: с 09:00 до 19:00
Как проехать
По Кутузовскому проспекту из центра
С Третьего Транспортного Кольца