Online-заявка
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Образование и воспитание детей в Финляндии - мифы и реальность

17.10.2017

Что получается, когда до 6-го класса не ставят отметок, а подростку доверяют самому планировать обучение

Недавно мы говорили о профессиональных пробах в Японии, сегодня коснемся особенностей образования в Финляндии. Точнее, взаимоотношений родителей и педагогов - что является мифом, а что реальностью.

Корреспондент "Педсовета" побывала на международном саммите Global HundrED 2017 и задала вопросы Екатерине.
Екатерина уже более 20 лет живет с семьей в Хельсинки, является руководителем и куратором музея, мамой трех детей.

Корреспондент: Мне кажется, в нашей прессе с равной долей популярности звучат две темы о финском образовании. Первая – о "лучшей в мире системе образования, ориентированной на счастливое детство", вторая – "о беспощадности социальных органов, забирающих детей из семей и передающей под опеку".
Каким образом две такие разные линии сплетаются воедино в одной образовательной системе? Какова реальная картина взаимоотношений семьи и школы с позиции родителя?



Противоречия нет

Екатерина: Я абсолютно согласна с обоими высказанными выше заявлениями: в Финляндии действительно одна из лучших в мире систем образования и да, социальные службы и государство в целом беспощадно к любым проявлениям насилия над детьми и стойко стоит на страже их интересов, особенно в тех случаях, когда больше защитить детей некому. Я не вижу в этом противоречия.

Я не согласна с одиозной подачей этой столь простой и незатейливой информации в российских СМИ, когда за основу берется не существо дела (ребенка бить нельзя; никому, нигде, никогда; своего, чужого, никакого), а подтянутые за уши национальность или гражданство. В интересах детей социальным службам не разрешается разглашать подробности дел, которые они ведут. Это порождает много мифов в российской прессе, о том, что кого-то незаслуженно обижают, ведь достоверной информации о том, за что забрали детей, в прессу не попадает, и попасть не может (это равносильно тому, что судить о преступлениях заключенного только с его слов). За все почти 30 лет проживания в Финляндии я ни разу не сталкивалась со случаем, чтобы социальные службы заинтересовались семьей безосновательно. Кстати, интересы ребенка являются приоритетными и при принятии законов и при рассмотрении судебных дел.

Учителя и медицинские работники несут ответственность, если вовремя не сообщат в социальные органы о потенциальном насилии над ребенком. И тут нечего обижаться, что вашего ребенка опрашивали или видеть в этом какую-то конспирацию против вас. Эта система стоит на страже интересов детей, и вашего ребенка тоже! У нас был случай, когда сын получил синяк во время тренировки по карате, мы были уверены, что учитель обязательно обратит на это внимание. Так как он нас хорошо и с положительной стороны знал, было интересно, как именно это произойдет. Сын "официальную часть" даже не заметил. Рассказал лишь, что учителю было очень интересно, где он посадил себе фингал, часто ли он занимается карате и где, какими вообще видами спорта он занимается.

Безотметочная система

- Известно, что в Финляндии безотметочная система образования до 6 класса. Каким образом Вы, как родитель, понимаете, что ребенок усваивает учебный материал, что у него нет сложностей с обучением?

Екатерина: Да, ребенок не получает отметок, но это не значит, что его работа и прогресс в обучении не оцениваются. Скорее наоборот. В начальной школе часто проводятся встречи с родителями, причем, чем больше у ребенка проблем в школе, тем чаще будут встречи, ведь нет профессиональных родителей, и учителя ведут образовательную работу, как с детьми, так и с родителями. В течение года несколько раз присылается подробная словесная оценка успехов ребенка – как он работает с другими, активен ли на уроках, легко ли он находит друзей, на что надо обратить внимание дома. Родители и дети тоже заполняют подробные опросники: как они оценивают процесс обучения, на что они считают надо обратить больше внимания, где им кажется, что ребенок отстает, с какими проблемами в ходе обучения они сталкиваются. К тому же есть общая для всей страны система в интернете – WILMA, где учителя и родители отмечают отсутствие ребенка на уроке, положительные и отрицательные моменты, например, несделанное домашнее задание (домашние задания незначительные, и служат для того, чтобы приучить ребенка работать самостоятельно, следить за распорядком дня, обращаться за помощью если нужно).

Основной целью первых лет обучения является не отбить желание у ребенка ходить в школу, научить его учиться и самому стремиться к знаниям, а также социализация.

В Финляндии все школы приблизительно на одном уровне, распределение по школам происходит по месту жительства – именно в ближайшую школу и советуют идти на начальном этапе обучения все специалисты, чтобы проще было самостоятельно встречаться с друзьями после школы, вместе ходить в кружки, играть после уроков на школьном дворе или во дворах друзей.

А от отсутствия "цифровых" оценок страдают лишь те родители, которым необходимо постоянно сравнивать своих чада с другими.

Школьное образование

Сын только что закончил обязательную 9-летнюю школу и перешел в lukio – старшие классы, гимназию. Это две совершенно отдельных системы, связанные друг с другом подходом к образованию. В начальной школе должны были привить навыки самостоятельно учиться и отвечать за свое образование, распределять свои силы, учиться не "на проверяющего" (будь то учитель или родители), а для себя. Без этих навыков сложно учиться дальше, и, надо признаться, не всем удается их усвоить в равной степени. Не стоит и говорить, что если ребенок не обучается по этой системе с самого начала, а меняет школу в старших классах, результаты часто весьма печальные.

В начальной школе количество уроков увеличивается с возрастом ребенка: от 3-4 в первых классах, до 6-7 в последнем девятом (зависит это и от количества языков которое ребенок изучает). Таким образом остается время для того, чтобы попробовать себя в различных областях. Мой сын, например, ходил в драмкружок, занимался паркуром и карате, играл на пианино и в теннис. К девятому классу остались теннис и увлечения театром и музыкой (к пианино он сам добавил гитару).

В 8 и 9 классе у детей впервые появился выбор, какие предметы, помимо обязательных, они хотят изучать. Это явилось подготовкой к старше школе, где подростку доверяется самому планировать свое обучение. В гимназии обучение не ограничено по времени. Большинство заканчивает школу за 3 года, но есть и такие, которым удается это сделать за 2, и те, кто учатся и по 7-8 лет. Учебный год делится на 5 семестров, а предметы - на курсы. Чтобы быть допущенным до выпускных экзаменов надо набрать минимум 75 курсов (один семестр – один курс). Есть обязательные предметы, математика – 10 курсов, физика – 1, философия – 1, и т.д. И дополнительные – нравится физика – изучай "длинный" курс. Также и со всеми другими предметами. В конце каждого курса – тестирование. Оценка за курс ставится с учетом выполнения домашних заданий и активности в классе. Не набрал нужный бал – пройди курс снова!

Сын сам решает, какие предметы он будет изучать в следующем семестре, и сколько их будет. Помогают и советуют специальные учителя-наставники, ну и к родительскому мнению он прислушивается. Кстати, в год советуют брать 30 курсов (т.е., в среднем 6 предметов в неделю), так, чтобы на третий осталось всего 15 – больше времени для самостоятельной подготовке к экзаменам.

Наша школа специализируется на бизнес-курсах, много поездок по обмену в другие страны (в том числе и в Россию). В других школах – другая специализация, если есть желание, можно ходить на курсы в другие школы, они тоже будут засчитываться. Некоторые виды общественной деятельности, например, участие в школьном совете, тоже засчитывается за курс.

Все учебники в нашей школе в электронном виде, домашние задания тоже делаются на компьютере, в программе, которая связана со школой. Также на компьютере проходит почти все тестирование.



Домашние задания

- Недавно в российских изданиях бурно обсуждались вопросы об отказе финских школ от традиционных учебных предметов и домашних заданий. Мы обсуждали эти вопросы с Сампо Локко – заместителем директора одной из известных школ Хельсинки, который был мягко скажем удивлен. Мы узнали, что домашние задания – ежедневная обязательная часть обучения в финских школах. Причем учителя контролируют выполнение домашних заданий, хотя и не выставляют по ним отметки. При первом отсутствии домашней работы проводится беседа с ребенком, выясняются причины. При повторении ситуации приглашаются родители. Скажите, как обстоят дела с домашними заданиями в школе, где обучается Ваш сын?

Екатерина: К вопросу о домашних заданиях я бы хотела начать вот с чего. Когда я только приехала в Финляндию и, увидев, как мало и на мой тогдашний взгляд и неэффективно проводят дети время в школе, я задала своей финской подруге вопрос, не боятся ли они, что их дети будут неконкурентноспособными по окончании школы. Она удивилась и ответила: "Школа дает общее образование (по результатам международных проверок финские дети всегда в числе лучших), если мы хотим, чтобы наши дети знали больше, мы сами должны об этом позаботиться". И тут у родителей широкое поле для деятельности, ведь профессионалы дают основу в школе и свободного времени для развития и воспитания своего ребенка у вас предостаточно.

В младших классах мы с сыном много вместе читали, на трех языках (к первому классу он знал три языка как родные). Занимались дополнительно занимательными задачками на развитие логики, ребусами, ходили в театр, изучали вместе испанский и шведский языки. Все это было бы невозможным, если бы у него было огромное количество домашних заданий. В средних классах он уже сам глубоко заинтересовался историей, физикой и химией, ну и, конечно, математика для него не составляет труда.

Объем домашних заданий примерно можно определить по формуле: не более 10 минут умноженное на класс, т.е., 10 минут в первом классе, не более полутора часов в девятом.

Во всяком случае, так было в той начальной школе, где учился мой сын. В ней много внимания уделялось работе над проектами и презентациями их в классе. Много было работы дома по поиску информации. Зазубривать стихи не приходилось ни разу, зато надо было учить слова иностранных языков, разбирать и исполнять музыкальные произведения по нотам. Формулы учить тоже не надо – эта информация собрана в специальный справочник, которым можно пользоваться даже на выпускном экзамене – ведь в реальной жизни всегда можно уточнить ту или иную формулу, главное знать, что ты ищешь.

А от традиционных предметов в финских школах никто не отказывался, и отказываться не собирается – это дезинформация, или как любят сейчас говорить - "fake news". Просто больше времени решено уделить обучению этих традиционных предметов другими - нетрадиционными, но давно проверенными, в том числе и лучшими частными школами мира, методами.

Участие родителей в образовании детей

- В России популярен анекдот, что обучение в начальной школе – это соревнования родителей: кто лучше рисует, лепит и клеит. Расскажите, как много поделок и картин Вы сделали вместо своего сына, и вообще каким образом родители помогают своим детям делать домашние задания?

Екатерина: Финские родители здесь отстают. Так как домашних заданий почти нет, то и применить свои способности вместо ребенка удается редко.

Когда я задала учительнице вопрос, как я могу помочь ребенку быстрее освоить чтение на финском языке, она в ужасе воскликнула: "Только ничего не делайте, оставьте обучение профессионалам!"

Мне кажется, что этим принципом и руководствуются финские родители, и часто, как мне кажется, не помогают ребенку тогда, когда надо бы. Думаю, по моим предыдущим высказываниям Вы уже догадались, что я ни один проект не пускала на самотек. Рада сказать, что мое вмешательство и контроль уже давно не требуются. Хотя сын часто обращается за советом и показывает те проекты, которые ему особенно было интересно делать, прежде чем сдать учителю.

Все творческие проекты делают в школе, на дом ни разу ничего не задавали нарисовать, сшить, сколотить или слепить. Замечательно также организованы и уроки труда (здесь нет разделения на мальчиков и девочек). Что только мне ребенок не приносил: и работающий макет маяка, и лампу, и сшитый самим "худик". Самым полезным был кованый ковш для сауны с деревянной ручкой, которым мы пользуемся до сих пор. А уж как его научили готовить! Я уже давно не покупаю выпечку – он с удовольствием сам печет и торты, и пирожные, и хлеб.

Взаимодействие школы и родителей

- Очень интересны формы взаимодействия учителей и родителей. В российских школах сейчас придумывают много разных активностей: и чай с пирожками на родительских собраниях, и онлайн собрания организуют по интернету. Доминирует, конечно, традиционное родительское собрание (3-4 в год), где все обсуждают насущные проблемы, учителя рассказывают о сложностях и достижениях, родители обычно молча слушают. Еще одна форма – индивидуальные консультации учителя с родителями. Ну это неактивно и не во всех школах. А какие формы взаимодействия педагогов и родителей в школах Хельсинки? Как родители включаются в школьные мероприятия, проекты?

Екатерина: От родителей финские школы ничего не ждут, и финские родители совсем не активны в школе. Категорически запрещен любой сбор денег на что-либо. Для традиционной поездки в начале шестого класса в лагерь,дети сами собирают деньги. В нашей школе традиционно пятый класс организует праздник для младших на Халоуин, с массой развлечений, викторинами и буфетом (родители помогают только с буфетом – пекут для него различные лакомства, дети сами их продают).

Родительские собрания раз или два в год, дети на них не обсуждаются, только то, чего ждать в будущем году, на что обратить внимание дома, какие изменения произошли в программе – общие моменты.

В младших и средних классах – индивидуальные встречи с родителями два раза в год, на которые надо записываться заранее.

Часто мне учителя говорили: "У Вашего ребенка все в порядке, Вам можно было не приходить. Зачем Вы пришли? Его кто-то обижает? Вы чем-то недовольны? На что бы Вы хотели, чтобы мы обратили особое внимание?"

Когда родители активны?

- По результатам исследований активности родителей, проводимых Институтом образования НИУ ВШЭ, выявлено, что пик активности приходится на начальные и впускные классы, а в подростковый период заметно снижается (такая перевернутая кривая Гаусса получается). Есть ли какая-то заметная тенденция у Вас?

Екатерина: Да, у нас тоже самое. Но это, наверное, закономерно. Все основные механизмы для самостоятельного обучения заложены в начальной школе и должны работать, а подросткам самим хочется больше самостоятельности и ответственности за себя. Тут онлайн-связь с учителями самая продуктивная. У всех есть электронная почта, и все вопросы решаются по мере их возникновения.

- А как родители взаимодействуют между собой? У нас сейчас огромной популярностью пользуются группы в вотсаппе – это такие места эмоциональной разгрузки или, наоборот, загрузки, где накручиваются и часто искусственно раздуваются проблемы, повышая градус накала страстей. А потом большой выплеск недовольства и жалоб во все инстанции. Как и куда обращаются финские родители, если они недовольны какой-либо ситуацией в обучении в школе, с педагогом?

Екатерина: Я не помню такого, чтобы у родителей были столь серьезные вопросы, которые нельзя было бы решить самому, а надо было бы привлекать "коллектив". Каждый решает свои проблемы со школой сам.

Но тут надо учитывать и тот факт, что учителя в Финляндии – профессионалы своего дела, конкурс на профессию учителя в вузах 10 человек на место. Это уважаемая и высокооплачиваемая профессия (мы знаем, куда идут наши налоги и образование для всех приоритет).

А если родителям не подходит сама система обучения в школе, то они отправляют детей в частные (таких здесь совсем немного, но они тоже есть), меняют страну (например, находят работу в США или Испании) или обучают детей самостоятельно дома (такие случаи крайне редки).

- И, наконец, мы подошли к обратному вопросу. А что делают учителя финских школ, если дети нарушают дисциплину, не выполняют домашние задания? Как взаимодействуют учителя и социальные органы? Интересен Ваш взгляд родителя на эти ситуации.

Екатерина: Если дети систематически нарушают дисциплину, то учителя должны понять причину. Конечно, если причина - скучный и неинтересный учитель (человеческий фактор никто не отменял), и нарушения принимают массовый характер, то тут должны действовать школьные власти. В единичных случаях ребенка могут отсадить одного на заднюю парту или выставить за дверь. Могут также оставить после школы на час или два. Просто сидеть за партой, думать о своем поведении. Этот метод, как ни странно, очень эффективный: почти все детишки после школы спешат на тренировки по любимым видам спорта, их ждут друзья во дворе, а они все это пропускают из-за того, что плохо вели себя в школе, опоздали на урок или не выполнили домашнее задание (обычно такое наказание применяется после трех нарушений и, конечно, не в первых классах).

Источник: Педсовет


Если вы хотите получать свежие статьи о выборе профессий, образовании и воспитании подпишитесь на нашу рассылку.



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

+
Политика конфиденциальности

Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных.

Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных" (далее - "Закон") к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».