Online-заявка
ONLINE-ЗАЯВКА
  • Гарантируем Конфиденциальность
ico

Мотивация к учебе и занятия спортом. История из практики

21.09.2017

Учеба и спорт - можно ли быть успешным во всем?

Историей поделилась Екатерина Финкельштейн, директор отдела развивающих программ ЦТР "Гуманитарные технологии", психолог.

Мама ребенка: "Способный мальчик, но учится неважно, помогите поднять мотивацию к учебе".

На первой встрече с мальчиком 13 лет, назовем его Егор, я узнаю о том, что он давно, уже 8 лет, занимается командным спортом, что это 6-8 тренировок в неделю и одна игра по выходным. Егор производит впечатление вдумчивого, разностороннего подростка с аналитическим складом ума. Ему интересны точные науки, программирование, он пишет стихи и снимает с другом ролики, а еще недавно лучше всех написал монторинг по физике, изучив за неделю материал четверти. А вот успеваемость у Егора не очень, даже по тем предметам, которые ему интересны - 3-4, в том числе и в годовых оценках. Чего Егор бы хотел от занятий: научиться лучше управлять временем и повысить мотивацию к учебе.



В процессе задания “Энергетические пиццы”, когда в один круг вписывается то, что в его жизни дает ему ресурс, наполняет, а в другой - то, что тратит, после чего он чувствует себя истощенным, выясняется, что тренировки и игры являются основным и чуть ли не единственным растратчиком ресурсов, причем как физических, так и психологических. Почему так: Егор тяжело переносит рутину (как и большинство детей) и ценит разнообразие, а тренировки каждый день, что делает дни похожими один на другой; игры бывают жесткими психологически, когда несправедливо судят или противник “грязно играет”, есть давление конкуренции (не всех допускают до игр), придирки тренера, переживания по поводу своих ошибок в неуспешных играх и т.д. К моему удивлению, получается, что ситуаций, которые наполняют энергией и дают ресурс во всей этой спортивной истории, намного меньше, чем обратных.

Пока Егор один за другим подкидывал мне паззлы с фактами о своей жизни, я складывала картину, которая все больше и больше вызывала мое удивление и недоумение. Получается, что ребенок с интеллектуальными и творчески интересами и способностями сконцентрирован на реализации и развитии в спорте, с которым он дальнейшую карьеру связывать не планирует, что тормозит все остальные сферы развития.

Егор будто бы продолжает вести давно сложившийся образ жизни, который ему уже давно на самом деле жмёт, не дает свободно проявлять его естественные импульсы к познанию.

Я поделилась своим удивлением и мы поговорили о том, что энергетический ресурс человека похож на мешок золотых монет.
А это значит, что:

    1. Я могу их потратить на ограниченное количество возможностей, потому, что у каждой своя цена.
    2. Если много тратить и не восполнять, возможности перестают интересовать, так как на них не хватает сил.

Егор до следующего занятия ушел с идеей делать то, что ему важно до тренировок пока он в ресурсе, а так же поразмышлять, хочет ли он, чтобы спорт занимал так много места в его жизни на данном этапе.

Резюме:
Занятия спортом, если это происходит в профессиональном режиме, как у Егора, во-первых, являются очень сильной эмоциональной доминантой, а во-вторых забирают много сил, являясь достойной конкуренцией учебе.
Особенно в старших классах стоит задуматься, разумно ли отдавать столько сил и времени тому, что не станет профессией, в то время, как многие подростки уже успешно развиваются в сторону будущего призвания.
На сколько адекватны ожидания родителей того, что ребенок профессионально занимающийся спортом, должен показывать высокие достижения по школьным предметам? Возможно, стоит все-таки расставлять приоритеты и выделять главный вид деятельности и самореализации, на которой тратятся силы и внимание в первую очередь, и второстепенные, которые можно отнести к хобби.
Хорошо, когда деятельность, относящаяся к хобби не тратит, а дает ресурс, в этом случае она поддерживает основную деятельность, а не конкурирует с ней.
Мне кажется, что эти размышления можно отнести не только к ситуации профессиональных занятий спортом в период школьной учебы, но и к серьезным и систематическим занятиям танцами, музыкой, живописью.

Мотивационная мораль: одной попой на двух стульях не усидишь, и вот как раз в этом непростом пространстве между двумя стульями нередко и тает мотивация к учебе в школе.

Автор: Екатерина Финкельштейн, директор отдела развивающих программ ЦТР "Гуманитарные технологии"

Если вы хотите получать свежие статьи и новости, подпишитесь на нашу рассылку.



Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

+
Политика конфиденциальности

Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных.

Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных" (далее - "Закон") к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».